Ольга Соболевская, обозреватель РИА Новости.
Молодежь направляет энергию в агрессивное русло, поскольку ей неинтересно учиться, заявил министр образования и науки Андрей Фурсенко 27 декабря на заседании Государственного совета, посвященном проблемам демографии и национальных взаимоотношений.
Интерес школьников к учебе слабоват, в то же время молодежный досуг в стране явно "хромает» - эта мысль не раз звучала на Госсовете.
По сути, нынешнее заседание Госсовета стало "объяснительной запиской" по поводу событий на Манежной площади в середине декабря, когда футбольные болельщики и националисты устроили несанкционированную акцию, плавно перешедшую в погромы и избиение нескольких десятков человек. Молодежь просто не знает, чем себя занять, и не умеет себя вести, вот и бесчинствует, считает министр.
Андрей Фурсенко считает, что за мотивацию школьников к учебе и за их поведение во многом отвечают педагоги. Трудно с этим спорить. И все же стоит ли перекладывать на них всю ответственность? Ведь, как признал сам же министр, сама система контроля знаний в школах сейчас ориентирована "только на подготовку к экзамену… а не на получение знаний каждый день".
Так или иначе, получается, что учеба в школе для многих детей сводится к единственной цели – сдать единые государственные экзамены и попасть в вуз. А дальше можно благополучно забыть все якобы ненужные школьные знания. При таком отношении к школьным предметам мотивация изучать их испаряется сама собой.
При этом, не интересуясь учебой, молодые люди так и остаются неприкаянными, не могут удовлетворить свои интересы при нынешней слабой системе организации досуга.
Но корни "деструктивного" поведения молодежи даже не в этом. Они в том, что сама объективная действительность – экономическая ситуация в стране - сейчас не может полноценно мотивировать детей учиться, замечает руководитель Центра социологии образования, науки и культуры Института социологии РАН Давид Константиновский.
"Дети должны знать, что, когда они закончат школу, им найдется применение в экономике, - отмечает ученый. - Они должны быть уверены в том, что будут востребованы заводами, компаниями, фирмами, что им есть куда двигаться в обществе". Пока же многие молодые люди не видят даже ближайших перспектив (например, сомневаются в возможности поступления в хороший вуз) и считают себя оттесненными «на обочину жизни". Эта мысль, кстати, прозвучала в выступлениях участников событий на Манежной площади.
Молодежи нужны ясные перспективы, цели в жизни и положительные герои. Над этим должны работать и Министерство образования, и СМИ, и родители. Телевидение увлечено криминальными историями. "Где в кино хорошие врачи и талантливые инженеры?" - риторически спрашивает Давид Константиновский.
Президент Дмитрий Медведев поручил правительству "оценить качество программы методик гражданского воспитания школьников и студентов, внести предложения по их корректировке".
Гражданское воспитание действительно необходимо, комментирует Давид Константиновский. Но оно не должно сводиться только к дежурным походам по памятным местам боевой славы и встречам с ветеранами. Чувства молодежи можно затронуть только при неформальном подходе к проблеме. Патриотические уроки должны быть личностно окрашены.
Нужно учитывать то, что сейчас социальные сети не просто конкурируют с семьей и школой в воспитании молодежи, но зачастую становятся главным воспитателем. В принципе они способны как разжечь нездоровые страсти, так и направить молодую энергию в конструктивное русло. "Если в жизни появится позитив, то он обязательно появится и в социальных сетях, его будут обсуждать", - говорит Давид Константиновский.
Только так, а не искусственными вбросами информации, можно патриотически сориентировать социальные сети, считают многие эксперты.
Наконец, необходимы масштабные исследования по молодежи, заключает Давид Константиновский. Куцые социологические опросы мало что проясняют. Нужно предоставить слово самими молодым людям с тем, чтобы выяснить их ценностные приоритеты.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции