Наталья Иванова-Гладильщикова, специально для РИА Новости.
Подводить итоги года в образовании можно по-разному. Чиновники отрапортуют, что все прекрасно: закончился Год учителя; педагоги, благодаря новой системе оплаты труда, начнут получать в разы больше. Создан проект нового интегрированного закона "Об образовании в РФ". И еще: скоро будет введен новый стандарт для школы, который сделает учителя более свободным и самостоятельным, а ученика – инициативным и приспособленным к жизни. Но мы попробуем подвести эти итоги "с изнанки": с точки зрения того, что уходящий год принес учителям и ученикам, студентам и родителям.
Провал Года учителя
Как известно, 2010 год был объявлен Годом учителя. Улучшилось ли что-то в положении педагогов? Едва ли.
По мнению заместителя председателя думского Комитета по образованию Олега Смолина, Год учителя полностью провален. "Второй год подряд, – сказал он РИА Новости, – в большинстве регионов России зарплата учителя не повышалась. В следующем году им обещают ее позорную индексацию на уровне трех с половиной процентов в среднем за год, то есть вдвое ниже инфляции. Средства на поддержку лучших учителей в бюджете 2010 года были сокращены в пять раз. Под занавес работы Госдума приняла закон, предполагающий свертывание коммунальных льгот для сельского учителя. Ответственность за них передается в регионы.
Бюджет 2011-2013 годов предполагает так называемое повышение зарплаты на 6,5 процентов с 1 июня (то есть в среднем за год – на три процента) и отказ от такого повышения в 2012-2013 годах. В итоге пять лет подряд зарплата большинства педагогов будет снижаться. Новая система оплаты труда в сочетании с переходом на подушевое финансирование приводит к интенсификации труда и, как правило, к понижению зарплаты в большинстве регионов РФ. Система принимается там, где под это выделяются деньги, и вызывает только раздражение учителей во всех остальных регионах.
Мало того, что нет денег, так еще и увеличивается зависимость учителя от начальства (деньги делятся по принципу близости к его "телу"). Это, естественно, вызывает рост социального напряжения. Еще: поскольку сокращается количество детей, во многих регионах уменьшается не только реальная, но даже и номинальная зарплата".
Закон уже писан
В этом году на общественное обсуждение вынесен проект нового интегрированного закона "Об образовании в РФ". Сегодня он – на сайте Министерства образования. По мнению Олега Смолина, если он будет принят в теперешнем виде, вреда будет гораздо больше, чем пользы.
В самых общих чертах: в законе предполагается ликвидация системы начального профобразования как особого уровня (а это 6 миллионов человек). Большинство перейдет на профессиональное обучение (на примитивную выработку навыков без получения общего образования). А меньшинство – в среднее профобразование. В итоге образовательный уровень населения будет падать. Ожидается массовая реструктуризация вузов, и большинство из них будет вынуждены либо понизить свой статус, либо присоединиться к крупным университетам.
У нас не станет академий, зато появятся колледжи, где студенты начнут получать степень бакалавра; институты (там будут готовить бакалавров и специалистов) и университеты (бакалавры, специалисты и магистры). Предполагается уничтожить льготы при поступлении в профессиональные учебные заведения, в частности, для инвалидов (но они составляют всего около одного процента российских студентов).
По мнению Олега Смолина, закон не отвечает ни один вопрос. Из него мы не можем узнать, каким будет финансирование образования, каким – статус педагогического работника, каким – уровень поддержки студентов, чему будут учить наших детей.
Стандарт – это мраморный телефон, который не звонит
В конце года к обсуждению предложен проект нового федерального государственного образовательного стандарта для старшеклассников.
Это стандарт требований к условиям реализации основных образовательных программ, к результатам их освоения; требований к кадровому, финансовому и материально-техническому оснащению школ. Впрочем, как выполнить эти требования – неясно: ни в законе о стандарте, ни в законе "Об образовании" ничего не говорится о финансировании. Зато предлагается новая структура предметов, потрясшая многих.
Ломается вся система российской школы. Будет три уровня изучения предметов: интегрированный (общеобразовательный), базовый и профильный. Интегрированный уровень ориентирован на формирование общей культуры. Туда можно будет ввести "русскую словесность" или математику "для балерин" (на элементарном уровне). На профильном уровне предполагается глубокое освоение знаний для подготовки к будущему профессиональному образованию. А на базовом будут изучаться предметы в поддержку выбранного направления. К примеру, если ребенок собирается поступать в медицинский, он выберет химию и биологию как профильные предметы, а на базовом уровне – физику (в поддержку).
Задумано, что у 10-11-классников будет 9-10 предметов. Плюс обязательные для всех: основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), физкультура и загадочный курс, придуманный, видимо, для поддержания патриотизма – "Россия в мире".
Если верить тому, что написано, необязательными становится изучение русского языка и литературы. Из предметной области "русский язык и литература, или родной язык и литература" предлагается выбрать или "русское" или "родное". А чем же будет скреплено единое образовательное пространство? Можно предположить, что объединять страну будут три обязательных предмета: физкультура, ОБЖ и "Россия в мире"!
Главным достоинством стандарта считается то, что он дает образовательному учреждению невиданную свободу: основная программа разрабатывается самой школой, учителем. Но сколько у нас в стране творческих учителей, директоров, способных на это? На деле все выльется в тонны бумаг с формальными программами и отчетами. А учить будут неизвестно чему.
Вот что сказал про новый стандарт ректор Московской высшей школы социальных и экономических наук Анатолий Каспржак: "То, что написано, – это ужас, и все присутствующие здесь знают, что он будет принят". По его словам, это вызывает ассоциации со сталинской конституцией 1936-го года – все вроде правильно, лучше, чем в других государствах, но если предположить, как это может быть реализовано в российской практике, стандарт становится "мраморным телефоном" из сказки про старика Хоттабыча – выглядит как телефон, только не звонит.
Документированный кризис
По мнению члена-корреспондента РАО Александра Абрамова, то, что происходило в этом году в образовании, – документированный кризис. Позорны результаты ЕГЭ (при завышенном уровне "тройки"), провальны итоги самого авторитетного международного исследования по оценке подготовки 15-летних школьников PISA (мы в группе отстающих стран). Свидетельством кризиса в воспитании, стали погромы на Манежной площади (в них участвовали дети).
Вместо того чтобы заниматься содержанием образования, учителями, материально-технической базой школ, происходила имитация деятельности (ЕГЭ, стандарты, закон, фиксирующий все это).
Теперь, в 2011-м году, стоит набраться мужества и решить, нужно ли все из того, что заявлено в новом законе "Об образовании", стоит ли школе переходить на такие стандарты. Если этого не сделать, крах российского образования вполне реален.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции