Анатолий Королев, писатель, член русского ПЕН-Клуба - для РИА Новости.
Легендарный американский писатель и антрополог Карлос Кастанеда (1925 - 1998) - пожалуй, одна из самых загадочных фигур современной культуры, человек, чье 85-летие со дня рождения - уверен - отметят 25 декабря тысячи фанатов по всей Земле, в том числе и в России. У нас он особенно популярен: маг, шаман, гуру, основатель уникального философского учения о путях воина и истинном строении мира…
Так вот, в строгом биографическом смысле сказать что-либо конкретное о жизни Кастанеды практически невозможно, кроме факта его смерти - 27 апреля 1998 года в Лос-Анджелесе. Даже дата его рождения была раскрыта только лишь журналистами из журнала «Тайм», которые провели чуть ли не шпионское расследование для выяснения элементарных фактов.
Кастанеда тотально окутал свою жизнь тайной, утверждая, что личная биография бессмысленна для мага, что она - ложный путь познания личности, потому что искусственно останавливает движение человека по силовым линиям мира и замыкает его в ложный кокон неправильной информации. Вот почему он почти не давал интервью, запрещал себя фотографировать и снимать, и даже простенький диктофон требовал выключить, потому что-де запись голоса профанирует истинное общение. И так завещал ему вести себя его великий учитель, шаман дон Хуан Матус, толтек из племени яки: Карлос, избавься от всего личного.
Но есть и более простые объяснения столь маниакальному поведению Карлоса Кастанеды. Еще при жизни антрополога его коллеги, знатоки индейской культуры, обвиняли Карлоса в том, что никакого дона Хуана в реальности нет, что это удачная выдумка ловкого шулера и махинатора, который сумел обвести вокруг пальца сотни профанов и заработать на призраке мага миллионы долларов.
В ответ Карлос говорил, что на земле нет никакой вашей «реальности», господа, что вся картина мира, которая существует в сознании современного белого человека, изначально ложна…
Что ж, Карлоса Кастанеду - пусть с натяжкой, пусть - но все-таки можно поставить в один ряд с таким критиком европейского сознания, как Бертран Рассел, а акценты, расставленные Кастанедой в своих книгах, сопоставимы с мистическими картинами мироздания, каковые открылись гению Якова Беме. Кстати, тот же Беме - сапожник по своей основной профессии - и открывает галерею великих дилетантов, каковые решили перевернуть все привычные представления о реальности.
Дилетант Кастанеда из этого ряда ниспровергателей.
А началось все достаточно просто - нерадивый студент Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Карлос Сесар Сальвадор Аранья Кастанеда должен был сдать для защиты магистерской диссертации очередную курсовую работу по антропологии профессору Клементу Мейгану… Лето шло к концу, а на счету молодого Карлоса не было ни одного факта из полевой практики для отчета университету. Поясним: полевая практика антрополога - это фиксация разного рода живых свидетельств на ту или иную этническую проблему, например, о том, как используют мексиканские индейцы лечебные свойства кактуса пейот, известного своим наркотическим эффектом.
Как же поступил Карлос? А очень просто - он выдумал свою курсовую работу от первого до последнего слова! Недаром позднее сестра Кастанеды (существование каковой тот, естественно, отрицал) говорила, что Карлос с детства был великим выдумщиком и прохиндеем. Неслучайно журнал «Тайм» обнаружил в документах иммиграционной службы, что на самом деле Кастанеда родился не в 1935 году, а на 10 лет раньше, что он житель Перу, а не бразилец, что мать его была жива и целехонька все его детство, и не был он никаким сиротой, и так далее.
Курсовая работа студента Кастанеды, которая называлась «Учение дона Хуана: путь индейца из племени Яки», произвела сильнейшее впечатление на профессора Мейгана - надо же! Молодому дилетанту посчастливилось в Мексике познакомиться с настоящим магом, который не только поведал американцу тайны наркотиков из пейота, но еще и посвятил его в ученики и раскрыл славному парню величайшие секреты мироздания таким, каким его видят и понимают шаманы, хранители вековой эзотерики, способные даже перемещать свое сознание - лучом психической энергии - в будущее.
Заподозрить Карлоса в выдумке было практически невозможно, ведь он всего лишь тщательно записал слова старого практика. Слишком продуманным выглядел мир магов с его уникальной системой понятий: сталкинг, тональ и нагваль, точка сборки, путь воина, неделание, огонь изнутри…
Вскоре очарованное издательство университета «University of California Press» выпустило (1968) студенческую работу небольшим тиражом, и вскоре труд Кастанеды превратился в сенсационный бестселлер, изданный в считанные месяцы миллионными тиражами. Кастанеда стал миллионером и, смекнув, что нашел золотую жилу, оперативно выпустил в свет еще два шедевра своего гениального воображения: «Отдельная реальность» (1971) и «Путешествие в Икстлан» (1972). В этих изумительных по силе романах, сделанных в методике нон-фикшн, писатель до мелочей продумал контуры шаманской мифологии. С такой же тщательностью его великий предшественник Толкиен выстроил карту своего Средиземья со страной хоббитов и мрачным Мордором. Только в отличие от перуанца он не маскировал свою выдумку. А миллионеру Кастанеде пришлось фактически перейти на нелегальное положение, скептики требовали предъявить дона Хуана Матиуса публике… Поэтому - вы уже догадались - дона Хуана пришлось вскоре похоронить. Да так, что никаких реальных следов существования великого призрака не осталось.
Мне первая книга Кастанеды попала в руки в начале семидесятых годов - самопальный перевод книги «Путешествие в Икстлан», толстая кипа листов папиросной бумаги со слепым машинописным шрифтом имела все признаки документа, я читал уникальный труд автора как безусловное свидетельство личного опыта, не понимая, что держу в руках одну из первых книг нового жанра, роман в форме отчета, роман-видение, дневник снов, нечто в духе сочинений Блаватской о тайнах Индостана, мистический триллер, который можно поставить в один ряд с другими шедеврами латиноамериканской литературы, с романами Маркеса и Марио Варгаса Льосы… или фантазиями Борхеса.
Короче, не отрицая эстетическую ценность произведений Карлоса Кастанеды, спросим, а есть ли в его текстах философская ценность? Ответить на этот вопрос сложнее - например, учение дона Хуана о точках силы или о пути воина: есть ли тут научный смысл?
Так вот, думаю, что Кастанеде удалось создать свою уникальную систему понятий, по-своему исполненную силы и очарования, систему, которая действительно раздвигает горизонты человеческого восприятия и захватывает древней языческой мощью правды и вымысла, истины и авантюрной научности, мистификации и опыта.
Труды Кастанеды одновременно стоят на полке фэнтези и науки.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции