МОСКВА, 24 дек - РИА Новости. Обсуждение законопроекта о ратификации договора СНВ, который в пятницу был одобрен в первом чтении Госдумой, вызвало жаркие дебаты среди депутатов.
Как и ожидалось, в поддержку договора высказались единороссы и эсеры, отметив, что его ратификация отвечает интересам России. КПРФ и ЛДПР, наоборот, заявили, что соглашение угрожает безопасности страны.
Новый договор СНВ президенты России и США подписали 8 апреля в Праге. Документ обязывает стороны за семь лет сократить суммарное количество боезарядов на треть - до 1,55 тысячи - по сравнению с Московским договором 2002 года и более чем в два раза понизить предельный уровень для стратегических носителей.
Сенат конгресса США ратифицировал договор в среду, 22 декабря.
Единороссы: СНВ выгоден обеим странам
Председатель комитета по обороне Виктор Заварзин призвал своих коллег "охладить" эмоции и отнестись к обсуждению договора максимально конструктивно.
"Россия - одна из великих держав. Вопросы поддержания высокой эффективности ядерного потенциала занимают ключевое место среди национальных приоритетов нашей страны", - отметил он.
По словам депутата, СНВ-3 в его "базовом варианте" в полной мере отвечает интересам Российской Федерации. "Он выгоден обеим странам, хотя многие авторитетные специалисты, в том числе американские, считают, что от его заключения в большей степени выиграет Россия", - заметил парламентарий.
Так, СНВ-3 восстановит нормативно-правовую основу режима взаимного контроля над стратегическими наступательными вооружениями России и США. Прежние двусторонние договоренности в этой сфере, которые тормозили развитие наших ядерных сил, исчерпаны, подчеркнул Заварзин.
По его словам, России удалось добиться от США максимально возможных уступок: согласованы практически оптимальные для РФ уровни стратегических носителей и боезарядов на них, отменены прежние откровенно дискриминационные ограничения и меры контроля, Россия получила возможности впредь самостоятельно определять структуру своих стратегических ядерных сил.
Глава комитета пояснил, что это касается реализации российских программ (включая долгосрочные) по принятию на вооружение новых образцов СНВ.
Кроме того, России впервые за всю историю разоруженческих договоров не придется, в отличие от США, "по живому резать" уже имеющиеся боеготовые стратегические системы, добавил Заварзин.
В то же время он назвал наивными предположения о том, что американский ВПК откажется от создания системы ПРО.
"Только Россия тогда останется в роли пассивного наблюдателя. Причем в условиях отсутствия правовой основы режима контроля над СНВ, когда у США будут полностью "развязаны руки" в наращивании своего стратегического потенциала. Вряд ли это отвечает российским интересам", - считает Заварзин.
Поэтому работа по ПРО с американцами и НАТО обязательно будет продолжена в отдельном формате, пообещал глава комитета.
В заключении он подчеркнул, что Госдума в состоянии "зеркально" парировать новации американских коллег. "Во втором чтении у нас есть процедурные возможности обозначить наше собственное видение договора, найти способ отбалансировать попытку наших американских коллег по-своему трактовать подписанный главами России и США документ", - подчеркнул парламентарий.
"Именно такой работой мы и займемся в ходе подготовки ко второму чтению законопроекта", - пообещал он.
Эсеры: новая архитектура безопасности
Глава фракции "Справедливая Россия" Николай Левичев отметил, что предлагаемый к ратификации в первом чтении договор - это серьезнейший фактор, который будет влиять на дальнейшее развитие всего мира.
"Для российской стороны этот договор СНВ-3 определяет, по сути, и форму, и содержание взаимоотношений России и США, и я бы даже сказал, в более широком плане - России и Запада. Этот документ способен стать либо мостиком для диалога между нами, либо первым шагом на пути к созданию нового железного занавеса", - считает парламентарий.
Он также отметил, что ко второму чтению Госдума намерена тщательно проанализировать американские позиции по этому документу.
Россия и США обладают огромным ядерным потенциалом, многократно превышающим потенциал любой другой страны, сказал Левичев. "На наше поведение неизбежно ориентируются другие ядерные страны, и нам просто вынуждены будут подражать", - считает он.
СНВ - это еще и весомый аргумент в диалоге со странами, которые только стремятся к обладанию ядерным оружием, добавил парламентарий.
"Голосуя сегодня в первом чтении за ратификацию договора, я очень надеюсь на то, что этот новый элемент мировой архитектуры безопасности позволит укрепить надежды мирового сообщества на дальнейшее развитие многополярного мира, основанное на гуманитарном сотрудничестве и взаимовыгодном партнерстве", - заключил депутат.
КПРФ: будущее великой державы под угрозой
По мнению лидера КПРФ, главы думской фракции коммунистов Геннадия Зюганова, Россия, ратифицировав новое российско-американское соглашения по СНВ, перестанет быть великой военной державой.
"Это политика абсолютно неправильная и ничего хорошего не принесет ни России, ни миру. Фактически Россия перестанет быть великой военной державой... Почти три века Россия была великой державой, никому не угрожала, ни на кого не нападала и не раз спасала и Европу и мир от больших нашествий. Последние десять лет идет интенсивное уничтожение нашего военного потенциала. Сейчас есть попытки ликвидировать ее (страны) ракетно-ядерный потенциал", - заявил Зюганов.
По его словам, Россия "ковала" ракетно-ядерный щит страны много лет, и он стоил одной трети национального достояния страны, была создана система ядерного паритета и ядерного сдерживания. Ратификация договора по СНВ все это нивелирует, считает лидер коммунистов.
"Мы не будем голосовать за этот документ. Можно было и нужно сокращать (вооружения), но если у вас есть возможность симметричного ответа. У нынешней власти России нет никакого ответа. Она фактически разрушила и обычное вооружение", - считает руководитель фракции КПРФ.
Ликвидация российского ракетно-ядерного потенциала будет подталкивать к новым агрессиям и авантюрам американцев, полагает он.
В свою очередь первый зампред комитета по международным делам Леонид Калашников, выступая от имени фракции КПРФ, выразил опасение, что Россия будет выполнять международный договор, а американцы - свой, "отечественный".
"Если у нас за основу берется международный договор, то у американцев, прежде всего, отечественное и только потом правоприменимость международного. Не получится ли так, что мы, приняв договор, будем выполнять его и только потом думать о наших пониманиях, определениях и заявлениях. Американцы, в первую очередь, будут выполнять свою ратификационную резолюцию и только потом обращать внимание на международный договор, который мы сегодня обсуждаем", - сказал Калашников.
Он отметил, что в американской ратификационной резолюции прямо сказано, что договор никак не ограничивает ПРО в США.
ЛДПР: вооружение и так хромает
В свою очередь лидер партии ЛДПР, вице-спикер Госдумы Владимир Жириновский высказал опасения, что в случае ратификации договора "он не будет выполняться со стороны американцев".
"Мы не голосуем за СНВ-3, потому что американцы имеют больше преимуществ. Если договор будет ратифицирован, то и наша обороноспособность будет понижена. У нас и обычное вооружение хромает, а теперь еще будет хромать и самое мощное", - заявил Жириновский.
Он напомнил, что еще Билл Клинтон заявлял о необходимости "вырвать ядерное жало у России", и добавил, что перед американцами стоит задача "лишить Россию ядерного оружия".
"И они это сделают. Они боятся Китай и исламский мир: Пакистан с ядерным оружием, Иран и Северную Корею. Как только они разделаются с исламским миром, Китаем и Северной Корей, они будут добиваться, чтоб у нас ядерное оружие забрать, чтоб американцы были монополистами - только у них сверхмощное оружие. Мы в этом смысле отступать не должны", - считает вице-спикер Госдумы.
При этом он отметил, что у России ракет и так не очень много.
"Мы и так уже многое сократили, убрали. Дальнейшие шаги, они лишние. Мы должны иметь достаточно, чтобы нас уважали и учитывали нашу позицию, иначе мы опустимся до Польши", - заявил Жириновский.
"В 2002 году США вышли из системы ПРО и стали создавать новую систему. Какой был смысл заключать с ними договор о сокращении вооружений? Сейчас ситуация изменилась - мы потеряли треть страны. И при этом получается, мы должны сокращать вооружения, тогда как другие государства, наоборот, их увеличивают. Мы против такого положения дел", - заключил вице-спикер.