Рейтинг@Mail.ru
Болотин: "Тракторные заводы" вышли из кризиса другой компанией - РИА Новости, 24.12.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Болотин: "Тракторные заводы" вышли из кризиса другой компанией

© РИА Новости / Алексей Дружинин | Перейти в медиабанкМихаил Болотин на встрече с премьер-министром РФ В.Путиным в Ново-Огарево
Михаил Болотин на встрече с премьер-министром РФ В.Путиным в Ново-Огарево
Читать ria.ru в

Глава машиностроительно-индустриального холдинга "Концерн "Тракторные заводы", член Бюро Центрального Совета "Союза машиностроителей России" Михаил Болотин рассказал в интервью РИА Новости о ситуации в машиностроительной отрасли, о достижениях компании за этот год, а также о своем видении промышленной политики и поддержке духа инноваторства в России.

- Как вы оцениваете состояние машиностроения на текущий момент?

- Состояние отрасли достаточно непростое. Машиностроительный комплекс, собственно, является базовой отраслью экономики. Во время кризиса государством была оказана помощь, в первую очередь, банковской системе, и точечно - различным крупным компаниям, в том числе, машиностроительным. У тех машиностроительных компаний, которым была оказана конкретная адресная помощь, есть подвижки. Соответственно, и компаниям, которые являются основными поставщиками отрасли, которые взаимосвязаны по технологиям, пошли дополнительные заказы, деньги. Если компания из этой системы выпала, то ей приходится очень нелегко. Я оцениваю соотношение количества таких компаний по традиционному закону Парето – 80 к 20. 20% - живы, 80% - в тяжелом состоянии.

Нам повезло, что мы попали в список компаний, которым государство в том или ином виде помощь оказало. Поэтому, собственно говоря, мы вышли из кризиса с минимальными потерями. Я бы сказал, что из кризиса наша компания вышла другой, более эффективно управляемой, и, как это ни странно, более рентабельной, несмотря на падение объемов производства, проблемы с деньгами, ликвидностью и платежами.

- Какие знаковые события для концерна в 2010 году Вы хотели бы отметить?

- В 2010 году мы достигли двух стратегически важных результатов. Во–первых, запустили в действие инвестиционный проект по производству грузовых вагонов в Канаше. Это проект, который мы готовили на протяжении трех лет. Общий объем инвестиций составил порядка 9 миллиардов рублей. Мы завершили его совместно со Сбербанком России. Завод поработал в тестовом режиме, теперь выходит на плановую производительность – 9 тысяч вагонов в год. Численность работающих на предприятии при односменной работе - 250 человек. Это событие стало для нас самым важным в уходящем году.

Во-вторых, общие изменения и оптимизация в компании. Мы завершили консолидацию, присоединение всех зарубежных активов в Европе. Это три предприятия - в Дании, Германии и Австрии. И оптимизировали систему управления и количество персонала.

- То есть, речь идет о сокращении рабочих мест?

- Я бы не хотел говорить об этом как о "сокращении". Для нас это была плановая оптимизация количества персонала на 15 тысяч рабочих мест. В первую очередь, расторжение контракта коснулось тех, чей возраст достиг пенсионного. Наши предприятия ведут набор кадров, но специфика работы требует в основном молодых, физически сильных людей. Однако, хотя в этом году количество заказов резко увеличилось, желающих прийти в машиностроение, нет. Мы говорим о "демографической яме" и ощущаем ее физически. Наибольший спад приходится на лето, сезон отпусков, когда люди уезжают на огороды, несмотря ни на какие посылы, премии, берут отпуск за свой счет и на работу не приходят. Даже зарплата в 40-45 тысяч рублей не привлекает.

- Что отталкивает людей от машиностроительной отрасли?

- Тяжело, грязно, требует конкретного результата, а не «участия в процессе». Чем отличается машиностроение? У нас требуется результат, то, что можно посчитать, потрогать. Если говорить о коллегах по цеху, металлургах, например, то роль человеческого фактора у них процентов десять, остальное – машины. В машиностроении, в металлообработке ситуация иная: у тебя есть инструмент, ты им или работаешь, или не работаешь. Здесь соотношение такое: 30% - это машины, 70% - человеческий фактор. И если у сотрудника настроения нет, то ничего не получится.

- А что должно сделать государство, чтобы поддержать дух инноваторства в промышленности? Стимулировать компании к разработке абсолютно новых категорий продуктов или модернизации уже существующих?

- В любом новом начинании должен быть элемент фантастики и игры. Но, на мой взгляд, ждать, что откуда-то появятся гениальные молодые разработчики, сами придумают новые решения и найдут им коммерческое применение, это утопия. Если государство вкладывает деньги, оно должно быть и заказчиком будущего продукта. Представьте себе, если бы Россия сделала программу на ближайшие 30 лет по освоению Юпитера. Даже, если она сначала покажется фантастической. Но в результате разработки комплекса по освоению Юпитера со стопроцентной гарантией появились бы технологии, которые нужны уже сегодня.

Когда-то этот подход использовали почти все. Например, полеты на Луну. Кстати, все лунные технологии у американцев в открытом доступе. У японцев - это проект создания робота-собаки и робота-кошки. Они не побоялись поставить перед собой цель - создать искусственную собаку. Все смеялись: «Кому это надо? Это фантазии!». И что мы имеем? Японцы – мировые лидеры по робототехнике.

Робототехника – одна из программ, которые мы развиваем в нашем машиностроительно-индустриальном холдинге. Она должна компенсировать нам последствия той самой «демографической ямы». Наша технология производства, которая создавалась в Советском союзе, избыточна. У нас площадей в 10 раз больше, чем нужно. С учетом повышения производительности избыток производственных мощностей вырастет еще вдвое. Мы имеем один миллион квадратных метров незадействованных площадей – это огромные производственные корпуса, которые мы должны поддерживать, отапливать. Для того, чтобы делать шестеренки, не нужно помещение высотой 18 метров, достаточно девяти. Фактически мы топим улицу. Мы являемся наследниками и заложниками того, что нам осталось. Для того, чтобы эту старую систему поддерживать, нужны люди. Людей нет. Что делать?

- Автоматизировать?

- Роботизировать. У нас изначально к робототехнике относились очень скептически. Если что случится, все пропало, ничего не работает. В России реально роботы работают только на автосборочных производствах с массовыми конвейерами. А в мире промышленные роботы применяются почти везде, начиная от роботов-укладчиков, маркировщиков и покрасчиков. Они работают 24 часа в сутки, голова в понедельник у них не болит. Взять деталь и перенести из точки А в точку Б уже выгодно. Остановка происходит в плановом режиме только на профилактику, и то на короткий срок.

На предприятии в Канаше мы впервые массово применяем роботов и на резке, и на сварке. За счет этого мы демонстрируем высокую производительность по сравнению с другими предприятиями.

- Какой должна быть промышленная политика России? Что надо менять?

- Я против всяких революционных изменений. Промышленная политика жестко связана с социальными аспектами. Связь простая. Производственные мощности в 10 раз превышают потребности. Значит, нужно волевым решением какие-то производственные мощности закрыть, потому что они не нужны, и грамотно решить социальные проблемы, связанные с этим. Где-то есть нехватка человеческого ресурса, а где-то он в избытке. Лучше направлять деньги на решение этой проблемы – переселять, создавать новые производства, исходя их того, каких товаров и услуг в регионе не хватает, чем пытаться поддерживать нерентабельное производство, которое все равно нерыночное.

Что касается производства тракторов, то мы решаем эти вопросы оптимизации сами. Хотя нам было бы комфортнее, если бы мы получили бы четкий прогноз от государства, которое обладает более обширной информацией, статистикой относительно того, какое количество техники реально требуется рынку. Не какова потребность в целом, а какова ликвидная потребность. Объявленная академическими экспертами потребность составляет порядка 60 тысяч тракторов. Мы для себя видим рынок в 15 тысяч тракторов. Государство должно определить: 60 тысяч – это рынок ликвидный, рынок прогнозный или академические соображения? Если государство тоже считает, что ликвидный рынок составляет 15 тысяч тракторов, оно должно помогать не нам, а покупателю достичь его, а про оставшиеся 45 тысяч - забыть, поскольку рынка для них нет. Соответственно, исходя из ликвидности рынка, надо посмотреть, есть ли производители, чтобы эту ликвидность обеспечить. Если есть, то пусть работают, если нет – надо помогать их развитию.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала