Очередной скандал вокруг прав инвалидов произошел в Москве: сотрудники торгового центра не хотели отпускать инвалида, пока она не заплатит за парковку. Теперь представители центра извиняются и уверяют, что произошла ошибка, но инвалид угрожает обидчикам судом и жалобами в прокуратуру.
Закон города Москвы от 17 января 2001 года (с изменениями от 21 ноября 2007 года) "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы" гласит, что объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в процессе строительства, реконструкции, ремонта и благоустройства должны оснащаться следующими специальными приспособлениями и оборудованием:
1. Визуальной и звуковой информацией;
2. Специальными указателями около строящихся и ремонтируемых объектов;
3. Звуковой сигнализацией у светофоров;
4. Телефонами-автоматами или иными средствами связи, доступными для инвалидов;
5. Санитарно-гигиеническими помещениями;
6. Пандусами и поручнями у лестниц при входах в здания;
7. Пологими спусками у тротуаров в местах наземных переходов улиц, дорог, магистралей и остановок городского транспорта общего пользования;
8. Специальными указателями маршрутов движения инвалидов по территории вокзалов, городских парков и других рекреационных зон;
9. Пандусами и поручнями у лестниц привокзальных площадей, платформ, остановок маршрутных транспортных средств и мест посадки и высадки пассажиров;
10. Пандусами при входах в здания, пандусами или подъемными устройствами у лестниц на лифтовых площадках, а также при входах в надземные и подземные переходы улиц, дорог и магистралей.
К объектам, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и маломобильных граждан, относятся:
1. Жилые здания государственного, муниципального и ведомственного жилищного фонда;
2. Административные здания и сооружения;
3. Объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т.д.);
4. Объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения;
5. Объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, финансово-банковские учреждения;
6. Гостиницы, отели, иные места временного проживания;
7. Физкультурно-оздоровительные, спортивные здания и сооружения, места отдыха, парки, сады, лесопарки, пляжи и находящиеся на их территории объекты и сооружения оздоровительного и рекреационного назначения, аллеи и пешеходные дорожки;
8. Объекты и сооружения транспортного обслуживания населения, связи и информации: железнодорожные вокзалы, автовокзалы, аэровокзалы, аэропорты, другие объекты автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта, обслуживающие население;
9. Станции и остановки всех видов городского и пригородного транспорта;
10. Почтово-телеграфные и другие здания и сооружения связи и информации;
11. Производственные объекты, объекты малого бизнеса и другие места приложения труда;
12. Тротуары, переходы улиц, дорог и магистралей;
13. Прилегающие к вышеперечисленным зданиям и сооружениям территории и площади.
Согласно закону на автостоянках и в местах парковки транспортных средств, независимо от форм собственности стоянок, должно выделяться до 10 процентов мест (но не менее одного места), наиболее удобных для въезда и выезда, парковки специальных автотранспортных средств инвалидов. Места парковки оснащаются специальными указателями. Инвалиды, а также лица, их перевозящие, в тех случаях, когда инвалиды имеют противопоказания к управлению автотранспортом, пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно.
Статистика по Москве:
На сегодняшний день по данным инвентаризации, проводимой с 2006 года управами районов и префектурами административных округов, удельный вес доступных сооружений административных зданий не превышает 25-30 % (по разным административным округам).
По данным Департамента жилищно-коммунального хозяйства города Москвы и префектур административных округов города Москвы, к концу 2008 года из 12,5 тысяч наземных пешеходных переходов понижением бордюрного камня обустроено порядка 4 тысяч наземных пешеходных переходов, что составляет 32 % от общего объема работ.
Практического опыта в комплексном подходе решения этих задач ни в Москве, ни в России до 2008 года не было. В связи с чем в 2008 году по поручению vэра Москвы были разработаны типовые проектные решения по адаптации наземных пешеходных переходов для беспрепятственного передвижения маломобильных групп населения путем установки модульных железобетонных конструкций. По данной технологии в 2008 году в рамках широкомасштабных экспериментальных работ всего обустроено 1156 сходов с тротуара на проезжую часть (560 пешеходных переходов). С 2009 года сходы с тротуара на проезжую часть в местах наземных пешеходных переходов должны обустраиваться только с применением модульных конструкций.
В течение последних нескольких лет более доступным для маломобильных граждан стал городской транспорт. Если в 2001–2005 годах ГУП "Мосгортранс" производились лишь отдельные "целевые закупки" предназначенных для беспрепятственного пользования инвалидами транспортных средств (в 2002 году – 5 единиц, в 2005 – 76 единиц), то с 2006 года приобретается весь новый подвижной состав (автобусы и троллейбусы), рассчитанный на обслуживание всех категорий пользователей, в том числе и инвалидов. По данным на февраль 2009 года, в городе на 399 маршрутах (54 % автобусных и 87 % троллейбусных) работает 1157 низкопольных автобусов и 281 низкопольный троллейбус.
В 2007 году по заказу Департамента транспорта города Москвы были разработаны опытные образцы трамвая, полностью доступного для лиц с любыми ограничениями, и остановочный павильон ожидания. В 2008 году они приняты к изготовлению.
Материал подготовлен на основе информации октрытых источников