Рейтинг@Mail.ru
Васильев: Росреестру нужны данные БТИ, спутники и деньги - РИА Новости, 24.12.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Васильев: Росреестру нужны данные БТИ, спутники и деньги

Руководитель Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Сергей Васильев. Архив
Руководитель Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Сергей Васильев. Архив
Читать ria.ru в
Дзен
Отрасль картографии, в которой пересекаются и гражданские и оборонные интересы России, в последнее время находится в состоянии хронического недофинансирования, а потому отстает от рыночного сектора. Тем не менее, единая база карт должна быть создана к 2012 году, а к 2013 году на этих картах должны быть зафиксированы все объекты недвижимости, которые к тому моменту будут иметь и рыночную оценку. О том, как формируется инфраструктура пространственных данных и кадастр объектов недвижимости рассказал в интервью РИА Новости руководитель ответственного ведомства – Росреестра Сергей Васильев. Беседовала Марина Градова.

Отрасль картографии, в которой пересекаются и гражданские и оборонные интересы России, в последнее время находится в состоянии хронического недофинансирования, а потому отстает от рыночного сектора. Тем не менее, единая база карт должна быть создана к 2012 году, а к 2013 году на этих картах должны быть зафиксированы все объекты недвижимости, которые к тому моменту будут иметь и рыночную оценку. О том, как формируется инфраструктура пространственных данных и кадастр объектов недвижимости рассказал в интервью РИА Новости руководитель ответственного ведомства – Росреестра Сергей Васильев. Беседовала Марина Градова.

- Как продвигается работа по созданию инфраструктуры пространственных данных (ИПД)?

Сейчас у нас многие ведомства имеют свои карты – карты почвы (Минсельхоз), лесные карты и прочие. Поэтому, должен быть орган, и это будет Росреестр, который будет держателем банка метаданных – «данные о данных», то есть вся информация о наличии карт в ведомствах будет стекаться к нам. Мы не будем ими пользоваться, но если кому-то понадобится информация, мы можем сказать: "Не делайте карту сами, не заказывайте на рынке, она есть в таком-то органе".

Модель мы решили обкатать на нескольких субъектах. Мы разработали типовые соглашения и уже заключили такие соглашения примерно месяц назад с 9 субъектами РФ, в том числе с Татарстаном, Башкирией, Алтайским краем, Тверской, Кемеровской областями, по взаимодействию при создании инфраструктуры пространственных данных, то есть о передаче сведений.

- Когда можно будет увидеть первые результаты эксперимента, и когда можно будет воспользоваться целостной картой?

Результаты уже начинают появляться, в марте мы посмотрим, обобщим, и уже будем выходить в Минэкономразвития России и правительство РФ с конкретными предложениями о создании инфраструктуры пространственных данных. Нужен нормативный акт, который бы уполномочил Росреестр собирать данные, а все остальные органы – передавать данные нам.

- То есть, это будет некий регламент по обмену информацией между ведомствами?

В принципе, да. И это будет информация об объекте различного рода, не только на каком участке он находится, но другие его характеристики вплоть до планировки. Это и будут пространственные данные.

В марте мы представим модель – будут видны достоинства и недостатки, будет ясно, как должно строиться наполнение этой системы. Конечно, мы ее интегрируем в федеральную систему регистрации и учета, потому что у нас глобальные базовые цифровые навигационные карты уже есть, кадастр и сведения об объектах тоже будут у нас. Думаю, мы эту работу по ИПД завершим в 2012.

- База будет доступна для всех?

Конечно! Часть информации будет предоставляться за плату, как это регламентирует законодательство, но в целом, это будут открытые данные.

- Как продвигается создание "картографической корпорации", о которой вы говорили раньше? Представила ли АФК "Система" инвестиционную программу развития отрасли?

Пока нет. Создание такого акционерного общества предусмотрено Концепцией развития отрасли геодезии и картографии до 2020 года, которая находится сейчас в правительстве. Есть поручение премьера в двухнедельный срок после утверждения концепции представить проект указа президента о создании такой компании с использованием государственно-частного партнерства. Мы это проект указа подготовили, направили в министерство экономического развития, документ согласован и мы ждем принятия правительством этой концепции. А кто будет инвестором пока неизвестно, АФК предлагала свои услуги, но обсуждать этот вопрос будем после выхода указа.

- Сколько денег потребуется на создание компании?

Со стороны государства денежных затрат не предполагается, будем участвовать активами. В новое АО мы заводим все наши аэрогеодезические предприятия, порядка 24. Предполагается, что у государства будет 51% акций, а 49% будут переданы в доверительное управление инвестору, а в собственность они могут быть переданы после выполнения инвестпрограммы.

- Когда правительство будет рассматривать концепцию и, соответственно, когда появится новый холдинг?

Не знаю, у меня пока таких сведений нет, но думаю, что в самом ближайшем будущем, потому что документ всеми согласован и одобрен.

Вы говорили, что рынок картографии заполонили частные и получастные компании. Есть ли смысл с ними бороться, чтобы развивать отрасль?

Зачем с ними бороться? Они есть, и они развиваются более активно, чем государственные организации, к сожалению. Это связано с хроническим недофинансированием отрасли, поэтому частные компании нас обогнали, они используют новые технологии, новые камеры для съемки. Поэтому на рынке существует много «продвинутых», современных компаний, работающие на цифровых технологиях. Они делают навигационные карты, покупая космическую съемку самого высокого разрешения. Они обогнали государство в создании этого продукта, более качественного, более дорогого. Смысла бороться с ними нет, нужно делать продукт лучше.

Мы их привлекаем к сотрудничеству – некоторые выигрывают конкурсы, становятся и головными исполнителями, и работают на подрядах у наших организаций.

- Можно ли сказать, что  привлечение этих компаний к сотрудничеству менее затратно, чем развитие госсектора?

Тут сложно говорить. По закону государство обязано делать картографическую основу. Сегодня мы со всеми договорились, что Росреестр делает базовую карту (вне населенных пунктов – карты, в населенных пунктах – планы городов, поселков), с дорогами, развязками, зданиями различного назначения. Есть уже приказ Минэкономразвития, которым утверждены требования к цифровой навигационной карте, что она должна содержать. Все остальное могут делать и другие компании. Это разные задачи. Они могут у нас покупать базовую карту, а уже на ее основе делать, например, карту ресторанов, кафе, или автозаправочных станций, или торговых центров, слоев может быть множество, и предлагать этот свой конечный продукт на рынке.

Данные компании не будут непосредственно участвовать в создании ИПД, но сведения о том, что в той или иной компании есть та или иная карта, у нас будут.

- По законодательству карты должны обновляться минимум раз в пять лет. Каковы технические возможности Росреестра делать это если не быстрее, то хотя бы в срок?

Это старые требования, сейчас экономика развивается гораздо быстрее. Жизнь не стоит на месте, строятся объекты, дороги, появляются и исчезают населенные пункты.

Для того чтобы поддерживать карты в актуальном состоянии, нужна либо аэрофотосъемка, либо космическая съемка.

Хорошее качество дают старые самолеты (раньше были оборудованы Ан-30), но тот парк пришел в упадок. Вроде бы на смену им пришли «беспилотники», у нас есть штук 20, но мы не можем их сегодня запускать, потому что законодательство не позволяет.

- Но Росреестр ведь получает также данные со спутников ГЛОНАСС…

Наши спутники делают съемку из космоса, но на некоторые масштабы их не хватает, нужна съемка более высокого качества и спутники с оборудованием высокого разрешения. Пока наши спутники не столь хороши по сравнению с зарубежными, и нам приходится материалы космической съемки покупать либо у США, либо у Канады, которая является на сегодня самой "продвинутой" в этой сфере. Мы эту проблему поставили президенту, правительству, они пошли на встречу, и сегодня решается вопрос о создании именно картографических спутников по нашей просьбе. Есть уже программа по созданию нескольких картографических комплексов в РФ совместно с Роскосмосом, думаю, через пару лет мы их получим. И сами будем делать съемку и продавать. Но и сейчас наши материалы покупают, и мы делаем карты других государств – для стран Южной Америки, Азии.

ГЛОНАСС - большое подспорье для формирования кадастра, для его актуализации. Есть целевые индикаторы выполнения программы, мы в них четко укладываемся. На данный момент в федеральный картографо-геодезический фонд помещены открытые цифровые навигационные карты в количестве 47,5 тысяч номенклатурных листов.

- Какие еще современные технические средства используют сотрудники ведомства в работе?

У нас некоторые земельные инспекторы ходят со спутниковыми навигаторами, выявляют объекты, которые не учтены. Космическая съемка также выявляет такие объекты. На одном из совещаний мэр города Гагарин Смоленской области привел пример: за 200 тысяч рублей (100 тысяч из городского бюджета, столько же из регионального) были приобретены материалы спутниковой съемки. Таким образом, были выявлены 692 объекта, которые не стоят на учете. И эти 200 тысяч рублей окупились в разы – за эти объекты стали платить налоги.

- На какой стадии формирования находится сейчас кадастр недвижимости, что удалось сделать с момента образования Росреестра в марте 2009 года?

В ГКН сформирован, по сути, только раздел о земельных участках, в котором содержатся сведения о 45 миллионах участков. Объекты капитального строительства упраздненная Роснедвижимость учитывала в экспериментальном режиме: в 12 субъектах велся единый государственный реестр объектов капитального строительства (ЕГРОКС). Данные из него уже внесены в кадастр, но это всего около 6% от общего количества.

Тем не менее, председатель правительства и министр (экономического развития) четко поставили задачу – к 2013 году подойти к единому налогу. Для этого Росреестру нужно, во-первых, учесть объекты капитального строительства, и, во-вторых, оценить их.

- И как продвигается рыночная оценка недвижимости, справляется ли Росреестр собственными силами?

Это грандиозные задачи, мы приступили к их выполнению. Сведения об объектах капитального строительства, так сложилось исторически, находятся в органах технической инвентаризации – ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", ее филиалах, региональных и муниципальных отделениях, и часть органов БТИ находятся вне компетенции Росреестра. Сегодня мы начали работу по переносу данных из всех БТИ в кадастр, мы объявляли конкурс, который выиграла Ростехинвентаризация (что логично, потому что у нее есть огромный опыт).

Конкурс прошел одновременно с утверждением Минэкономразвития России стандартов оценки, потому что закон об оценочной деятельности, который предусматривает наличие таких стандартов, начал действовать с 1 июля этого года. Таким образом, мы сможем переносить данные, и сразу после этого оценивать объекты.

- Есть ли у ведомства представление о масштабах работы, о том, сколько объектов придется оценить?

А предстоит всего учесть и оценить, по нашим подсчетам, 65-70 миллионов объектов капитального строительства. Они разные: простой гараж и огромный нефтеперерабатывающий завод, поэтому нужны разные подходы к учету и оценке. В Росреестре создана рабочая группа из сотрудников центрального аппарата Росреестра, Ростехинвентаризации и ФГУП "ФКЦ «Земля". Эти две большие организации, выигравшие конкурс, будут заниматься, соответственно, переносом данных и оценкой. Рабочая группа создана, чтобы делать это синхронно: перенесли данные и тут же их оцениваем, есть и поэтапный план действий. Первый этап – предпроектное обследование - завершится в декабре. Начиная с января будет реализован следующий этап по переносу первой партии данных, которую ждут оценщики. В январе также будет понятно, сколько объектов будет включать в себя первая партия.

- Успеете завершить работу к 2013 году?

Мы должны успеть составить кадастр и оценить объекты к 2013, но могут возникнуть проблемы с денежными средствами на эти цели. Ведь ФЦП по развитию системы кадастра формировалась в 2004-2005 годах, соответственно тогда и закладывались параметры финансирования, в том числе, финансирования оценки. Пять лет мы ждали, не использовали деньги, потому что не было законных оснований приступить к оценке. За это время многое поменялось – уровень жизни, инфляционные процессы, экономика в целом, а деньги по программе остались прежние – около 35-40 рублей на один объект при проведении массовой оценки. За эти деньги можно оценить простые объекты – гаражи, типовые квартиры, например. А завод? Я эту проблему обозначил и премьер-министру Владимиру Путину на встрече в сентябре, доложил и министру (главе Минэкономразвития РФ – ред.), что есть опасность в том, что у нас не хватит денег. Хотя конкурсные процедуры немного сбили цены.

У нас переходящий контракт, ФЦП действует по 2012 год, но финансирование не увеличивалось с момента утверждения программы. Но за дополнительными средствами в Минфин мы не обращались. По результатам переноса данных у нас будет понимание, сколько объектов нужно будет оценить, и сколько потребуется денег.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала