МОСКВА, 23 дек - РИА Новости, Ольга Салабай, Сергей Феклюнин. Информация о банкротстве крупной строительной компании СУ-155, размещенная в четверг на сайте Арбитражного суда Москвы, оказалась технической ошибкой, это подтвердили Российскому агентству правовой и судебной информации (РАПСИ) представители и компании, и арбитража. Большинство из опрошенных агентством экспертов считает, что девелопер вряд ли будет судиться из-за нее.
Информация в картотеке дел гласила, что головное предприятие группы ЗАО "Строительное управление номер 155" подало заявление о своей несостоятельности. В компании эти сведения сразу опровергли.
"По всей вероятности, на сайте Арбитражного суда города Москвы произошла техническая ошибка. Данная информация не соответствует действительности, ЗАО "СУ-155" не подавало иска о признании себя банкротом", - заявила руководитель отдела по связям с общественностью ГК "СУ-155" Екатерина Михеева.
Ее слова позже подтвердил руководитель пресс-службы московского арбитража Дмитрий Тафинцев. Он также назвал появление информации об иске технической ошибкой, произошедшей при внесении данных в электронную картотеку дел.
"На самом деле заявление о собственной несостоятельности подало ООО "Торговый дом "Строительного управления номер 155", - уточнил Тафинцев.
По словам представителя суда, не только судьи, но и технические сотрудники столичного арбитража в течение нескольких лет работают в условиях сверхнормативной нагрузки, а в последнее время, особенно в предновогодние дни, количество подаваемых в суд документов еще увеличилось - только исковых заявлений подается до тысячи в день, "что и могло, вероятно, привести к техническому казусу".
При этом, как уточнил руководитель пресс-службы арбитража, такая ошибка за все время его работы произошла впервые.
ПИК хотел по ошибке взыскать 6 миллиардов
Другой крупный российский девелопер - ГК ПИК - недавно тоже заявил о технической ошибке при обращении в суд, но тогда она случилась по вине самого истца. В картотеке арбитража 7 декабря появилась информация об иске на 6,1 миллиарда рублей, поданном компанией к малоизвестному ООО "Кевин Ком".
Представитель группы ПИК Дмитрий Ивлиев 10 декабря заявил, что произошла ошибка. По его словам, "иск не нес в себе реальных требований" и будет отозван.
При этом истец при подаче искового заявления заплатил 200 тысяч рублей госпошлины. Деньги вместе с иском были возвращены заявителю три дня спустя.
Работа над ошибками
Представитель СУ-155 Михеева сообщила РИА Новости, что компания достигла договоренности с судом о том, что арбитраж опубликует на своем сайте официальное опровержение. При этом судиться из-за неверной информации, которая могла нанести ущерб деловой репутации, СУ-155 не намерено. "Требовать компенсации, конечно, не будем: зачем нам ссориться с арбитражем?" - сказала Михеева.
Тем временем на сайте московского арбитража в четверг вечером действительно появилось сообщение о том, что ошибка стала следствием технического сбоя. "В настоящий момент информация, размещенная в карточке дела А40-152278/10, скорректирована", - сообщил суд.
Кроме того, в сообщении уточнялось, что заявитель - ООО "Торговый дом Строительного управления 155" - 23 декабря подал ходатайство об отзыве заявления о признании себя банкротом. На этом основании заявление ему было возвращено.
Мнения юристов разделились
Старший юрист, руководитель проектов ООО "Самета - Недвижимость и Право" Ростислав Агапов отметил, что законодательство допускает возможность предъявления иска о защите деловой репутации и возмещения убытков к Арбитражному суду Москвы, так как последний в силу закона "Об арбитражных судах в РФ" является юридическим лицом, а любое юрлицо в соответствии со статьей 48 ГК РФ может быть истцом и ответчиком в суде.
"Если в рассматриваемом случае действиями суда был причинен вред деловой репутации юридического лица, такое лицо вправе обратиться в суд в целях опровержения размещенных в сети интернет сведений, а также потребовать полного возмещения убытков (статьи 15, 152 ГК РФ), при этом надлежащим ответчиком будет являться Арбитражный суд города Москвы как лицо, разместившее такие сведения", - сказал Агапов.
При этом, по словам юриста, если будет признано, что названные требования не вытекают из предпринимательской и иной экономической деятельности, иск должен быть вчинен по правилам гражданского судопроизводства в суд общей юрисдикции по месту нахождения Арбитражного суда города Москвы (статьи 3, 22, 24, 28 гражданского процессуального кодекса).
"Исход дела не представляется возможным спрогнозировать в связи с отсутствием соответствующей судебной практики", - уточнил собеседник агентства.
Другой эксперт, Константин Кантырев, старший юрист международной юридической фирмы CMS, рассказал РАПСИ, что такие ошибки хоть и нечасто, но бывают - сведения об участниках процесса иногда некорректно вносят в систему. По его словам, обычно такие "описки" достаточно быстро исправляют. "Я бы не стал связывать каких-то значимых последствий с этим техническим моментом", - отметил Кантырев.
Владислав Капканов, заместитель председателя коллегии адвокатов "Вашъ юридический поверенный", считает оплошность не совсем безобидной. "Произошедшее вряд ли можно назвать ошибкой, скорее это диверсия, имеющая краткосрочный эффект, однако не влекущая каких-то серьезных последствий", - заявил Капканов.
Он не исключает, что если лицо, распространившее подобную информацию, будет установлено, то СУ-155, возможно, подаст на него в суд.
Риелтор: могут снизиться темпы продаж
В компании "МИЭЛЬ-Новостройки" СУ-155 назвали одним из крупнейших и известных застройщиков на рынке, в портфеле которого находится достаточно большой объем объектов в Москве и в области.
"Поскольку сегодня покупатели обращают больше внимания на репутацию застройщика, появившаяся в интернете информация о возможном банкротстве компании может вызвать определенное недоверие со стороны покупателей и привести к некоторому снижению темпов продаж", - сказал собеседник агентства.
При этом, по его словам, даже реальное банкротство компании не должно повлиять на выполняемые СУ-155 проекты. "Это высоколиквидные объекты и они в любом случае будут успешно достроены и реализованы", - отметил эксперт.
Крупная, но непубличная компания
"СУ-155" - один из крупнейших застройщиков в России. Компания включает в себя более 140 самостоятельных организаций, в том числе 28 промышленных предприятий строительной индустрии в 17 городах России. В настоящее время СУ-155 реализует строительные проекты в Москве, Иванове, Калининграде, Кстове, Нижнем Новгороде, Тамбове, Туле, Ярославле, Твери, Санкт-Петербурге, Владимире и других городах России. Общий портфель проектов группы в регионах РФ до 2015 года достигает 14 миллионов квадратных метров. Группа часто побеждает в аукционах на заключение госконтрактов по строительству жилья для мэрии Москвы и Минобороны РФ и включена в список системообразующих компаний РФ в сфере строительной индустрии и ЖКХ. Основным владельцем является председатель совета директоров Михаил Балакин.
Однако определенные проблемы есть и у этого девелопера. Например, в кризис группа вышла из совместного проекта с МГК "Итера" по возведению нового района "Минск-Сити", что, как объяснил газете "Коммерсант" источник, знакомый с ситуацией, обусловлено большим объемом работ в России у компании как по собственным проектам, так и по госзаказам. Традиционными уже стали претензии к "СУ-155" дольщиков, недовольных задержкой со сдачей новостроек, где они приобрели квартиры - например, в декабре собственники квартир в подмосковном микрорайоне "Новая Трехгорка" провели флешмоб против долгостроев группы, выстроившись в красных футболках в слово SOS на снегу среди недостроенных многоэтажек.
"СУ-155" является непубличной компаний и не раскрывает регулярно свою консолидированную отчетность. Но, по данным газеты "РБК daily", на август долговая нагрузка компании была равна 32 миллиардам рублей, из которых 40% девелопер был должен Сбербанку. При этом треть обязательств "СУ-155" составляли долги сроком погашения более трех лет, а четверть текущих долгов компании должны были быть возвращены в течение трех-шести месяцев этого года - их компания собиралась погасить путем поступлений от продаж жилья.