У Казахстана и России становится все больше общего. С 1 января 2010 года, в рамках государственной программы «Казахстан-2030», сосед России начал пятилетку форсированного индустриально-инновационного развития, сокращенно ПФИИР. С начала 2012 года наши две страны и Белоруссию свяжет Единое экономическое пространство (ЕЭП) - следующий этап интеграции после запуска Таможенного союза. На вопросы РИА Новости об интеграции и «казахстанском варианте» модернизации ответил премьер-министр Республики Казахстан Карим Масимов.
Беседовал Валентин Рахманов.
- Вы как-то заметили, что принципы интеграции России, Белоруссии и Казахстана больше всего напоминают ЕС. А учитываются ли при создании интеграционных объединений России, Белоруссии и Казахстана кризисные явления, которые сегодня есть в Евросоюзе?
- На сегодняшний день в рамках Европейского союза основные проблемы сосредоточены в области валютного законодательства. Большинство стран этого экономического объединения входят в зону евро. Суть кризиса в ЕС состоит в том, что не все страны способны выдерживать те высокие требования, которые к их экономике предъявляет евро. Богатые страны вынуждены дотировать более бедные, в том числе через курсовую политику. В Таможенном союзе (ТС), в рамках тех соглашений, которые мы уже подписали с Россией и Белоруссией, вопрос о единой валюте не стоит. Я как руководитель правительства Казахстана могу сказать, что в ближайшей перспективе он стоять и не будет. Этот вопрос не обсуждался.
В целом я считаю, что мы должны очень внимательно следить за тем, что происходит в ЕС, чтобы учиться на чужих ошибках.
- Ввозная таможенная пошлина в ВТО 5%, а в Таможенном союзе - 10%. И украинские чиновники, в частности, делают заявления, что их страна не может вступить в ТС из-за членства в ВТО. При этом все страны Таможенного союза - Белоруссия, Россия, Казахстан - стремятся в ВТО. Насколько преодолимы, с вашей точки зрения, различия между европейскими и евразийскими интеграционными структурами?
- Мы договорились в рамках интеграционных объединений, что унифицируем таможенные ставки. Если они не унифицированы, то тогда появляется необходимость прибегать к арбитражу и, соответственно, возможность, что товар будет проходить через границы слишком долго. Ставки по периметру ТС уже не являются суверенным делом каждой страны, а находятся в компетенции Комиссии Таможенного союза. Будут ли они повышаться или понижаться - это совместное решение трех стран.
Россия, Белоруссия и Казахстан находятся в процессе вступления в ВТО. Этот процесс, несомненно, скажется на проблеме таможенных пошлин в сторону понижения. Аналог ЕЭП я вижу только в ЕС, другие объединения - это общие таможенные территории, не более того.
- Определен ли регламент присутствия российских таможенников в Казахстане?
- В рамках создания Таможенного союза уже оформлена договоренность о присутствии таможенных служб на территории друг друга. И не только российских на территории Казахстана, но и казахстанских на территории России
- В СМИ периодически появляется информация, что до сих пор недостаточно налажено информирование российской и белорусской сторон о грузах, которые следуют из Казахстана. Как бы вы это прокомментировали?
- Сотрудничество между таможенными службами России и Белоруссии закладывалось еще в рамках функционирования Союзного государства, и оно, естественно, находится на более высоком уровне, чем с Казахстаном. Этот вопрос поднимался во время нашей недавней встречи в Санкт-Петербурге. Мы приняли претензию России и Белоруссии - она была справедлива. Таможенным службам Казахстана были даны соответствующие указания, и на сегодняшний день информационный обмен налажен.
Другой вопрос, каков уровень и каково качество этого взаимодействия. Я думаю, что в течение всего 2011 года нам придется работать над унификацией правил и стандартов в этой области.
- Во многих странах СНГ проводятся похожие внутренние изменения в экономике. К примеру, реформа ЖКХ сначала была начата в Казахстане, затем, по похожему сценарию, в России, а теперь задумывается в Белоруссии. Можно ли говорить о заимствованиях?
- Я думаю, что это прежде всего связано с тем, что у многих постсоветских стран схожие проблемы. Что касается Казахстана, то мы учимся полезному опыту у других стран, в том числе у Российской Федерации. Самое главное, чтобы это было на пользу людям. В том, что страны анализируют и перенимают чужой опыт, нет ничего зазорного.
- В документах ПФИИР говориться о том, что Казахстан начинает пятилетку «форсированного индустриально-инновационного развития». Что здесь общее, а в чем разница с российской модернизацией? Сможет ли Казахстан конкурировать с таким гигантом, как Китай?
- В истории есть несколько примеров успешной индустриализации. Одна из них - это индустриализация в Советском Союзе, которая проходила в 40-е и 50-е годы. Какой ценой - это другой вопрос. Хотя при этом Советский Союз из аграрной страны превратился в мощную индустриальную державу.
Я думаю, что китайская индустриализация - это тоже очень успешный пример, когда за 30 лет была полностью перестроена экономика государства.
Мы в Казахстане не замахиваемся на глобальный проект. Мы не великая держава, а небольшое национальное государство, но мы хотим занять свою нишу в международном разделении труда. Мы не ставим перед собой задачу сделать законченный цикл высокотехнологичного производства, наша цель - встроиться в мировую цепочку производства как одно из звеньев, для того чтобы быть четким поставщиком определенного спектра товаров.
В выборе модели индустриализации мы принимали в расчет опыт таких стран, как Австралия и Канада, чья экономика имеет схожую с нами структуру: нефтяной сектор, горнорудная отрасль, сельское хозяйство. Инновации, нанотехнологии и прочие наукоемкие отрасли очень перспективны, но в Казахстане их стоит развивать в приложении к нескольким ведущим отраслям промышленности, которые являются локомотивом нашей экономики.
- Я знаю, что с 1990-х годов ведется работа по созданию в Казахстане современной образовательной базы, с привлечением западных специалистов в этой области. Удается ли удерживать подготовленных таким образом молодых людей на работе в своей стране?
- На заре независимости мы отправляли десятки тысяч человек на обучение за счет государства в ведущих университетах мира. В Казахстан вернулись работать не все. Сейчас мы перешли к новой системе. Мы создаем университеты мирового уровня, здесь, в Астане, привозим преподавателей из лучших университетов мира работать в Казахстан.
Очень многие, впрочем, и после учебы и работы за рубежом возвращаются. Здесь есть две причины: с одной стороны, патриотизм - большинство казахстанцев не безразличны к судьбе своей страны, а с другой стороны, в западном мире конкуренция настолько высокая, что человек может достичь у себя на родине неизмеримо большего, чем то, кем он может стать на Западе.
- С 1 января 2012 года должно начать функционировать Единое экономическое пространство трех стран, а вы уже думаете о том, что дальше?
- Мы приняли в последнее время огромное количество чрезвычайно важных решений. В ближайшее время нам нужно отточить и довести до совершенства те механизмы взаимодействия, которые в них заложены. Вот это - самое важное. А следующий шаг - это очень отдаленное будущее.