Ольга Соболевская, обозреватель РИА Новости.
По итогам 2010 года культура на шаг приблизилась к народу. Такая мысль была высказана на пресс-конференции министра культуры Александра Авдеева в РИА Новости. Какова степень хождения культуры в народ - не столь важно. Главное - его вектор: культура не сосредотачивается на так называемой «элите», а идет к «простой», обычной аудитории.
Необходимо обеспечить равный доступ россиян к культуре, подчеркнул Александр Авдеев. Сейчас 38 млн жителей страны лишены возможности посещать театры, кино, библиотеки и музеи. В основном это селяне. Но и горожане в регионах не избалованы культурными событиями.
Из 600 российских театров ровно четверть (150 театров) сосредоточена в Москве и Петербурге. На регионы приходится 450 театров, и этого недостаточно, отмечает министр. Из 45 тысяч публичных библиотек только 15% подключены к Интернету. Телеканал «Культура» можно смотреть далеко не во всех регионах. По оценке Александра Авдеева, он сможет охватить вещанием всю страну года через два-три, когда отечественное телевидение массово перейдет на цифровой пакет.
Однако, по большому счету, с визуальными искусствами все не так плохо. Год назад Министерство культуры начало реализацию нового кинопроекта: по городам и весям стали ездить киномобили - цифровые кинотеатры на колесах. Впрочем, этот проект нов лишь с технической точки зрения. По сути же он продолжает старую советскую практику.
Но кино - это массовая культура. И обеспечить доступ к ней не так уж трудно. Она сама облюбовывает себе аудиторию, прежде всего молодежную. А вот как быть с литературой, театром, живописью - «высоким искусством»?
Литература сегодня все чаще идет в массы с помощью электронных библиотек. Здесь, по словам министра культуры, хороший опыт наработали Татарстан, Башкирия и Белгородская область.
Для народа, по идее, предназначены и масштабные театральные и музыкальные фестивали - общим числом около ста. Это Чеховский и Пасхальный фестивали, «Балтийский дом», «Золотая маска», «Звезды на Байкале» пианиста Дениса Мацуева и пр. И все-таки эти культурные форумы отнюдь не общедоступны. Да они и не задумывались как всеохватные и универсальные.
Живопись периодически приезжает из московских и питерских музеев (например, Третьяковки или Эрмитажа) в провинцию «на гастроли», но не так часто, и не в том объеме, чтобы можно было бы говорить о полноценном культпросвете.
Кстати, по словам Александра Авдеева, многие россияне возмущены тем, что в стране не показали выставку отечественного искусства «Святая Русь», охватывающую период от Киевской Руси до Петровской эпохи. Выставка, составленная из экспонатов 27 российских музеев, была изначально сделана на экспорт, для французов, в рамках перекрестного Года Россия-Франция. Она радовала Париж, а на родине не демонстрировалась. Министр культуры пообещал, что «Святая Русь» появится в Третьяковке к 24 мая - Дню Кирилла и Мефодия.
Кстати, Год Франции в России явно поспособствовал расширению доступа народа к культуре. Французские художественные выставки, концерты, спектакли (в том числе легендарной Комеди Франсез) побывали в 50 городах России. Такого масштабного импортного культпросвета в России еще не было. Чего стоила одна выставка 250 работ Пабло Пикассо в Музее изобразительных искусств им. Пушкина! Правда, и русское искусство громко заявило о себе во Франции, побывав во всех регионах страны.
Однако, по правде говоря, наша экспортная мощь во многом держится за счет старой «базы», прежних завоеваний. Да и по стране отечественное искусство гастролирует с успехом во многом за счет многовекового «золотовалютного запаса». Но бесконечно долго жить на дивиденды искусство не может. Оно должно прирастать новыми именами и шедеврами. И тут встает вопрос о профильном образовании.
В России лучшее среднее художественное образование, говорит Александр Авдеев. Однако его нужно поддерживать постоянно. Не менее важно - сделать второе образование в музыке, кино и театре бесплатным. Как показывает практика, замечает министр, люди искусства становятся мэтрами после получения второго высшего образования или - добавим - после мастер-классов, которые проводят настоящие профессионалы. Так, Петр Тодоровский, выучившийся во ВГИКе на оператора, пришел в режиссуру после мастер-классов Марлена Хуциева. Сергей Бондарчук сначала получил актерское образование, а режиссером стал лишь в 39 лет. Сейчас второе высшее образование во ВГИКе получают бесплатно - на гранты Министерства культуры - лишь десять человек.
Впрочем, начинать поддержку нового искусства нужно со школ. Учителей школ искусств по статусу следует приравнять к учителям общеобразовательных школ - ради социальной защищенности, убежден Александр Авдеев. Однако это пока только проект. Он перешагнет в следующий год, наряду со многими другими начинаниями.
Впрочем, и культура в принципе сама по себе инерционна, так что рассчитывать на ее быструю общенациональную экспансию не приходится.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции