МОСКВА, 22 дек - РИА Новости. Группа из 25 британских школьников в возрасте от восьми до десяти лет опубликовала во "взрослом" научном журнале Biology Letters статью о том, как шмели вида Bombus terrestris учатся распознавать цветы по их раскраске - возможно, ее авторы стали самыми юными исследователями, когда-либо публиковавшими научный труд.
"Мы обнаружили, что шмели могут использовать соотношения цветов и их пространственного распределения, чтобы выяснить, с каких цветов собирать пищу", - говорится в статье, представленной на сайте журнала.
"Мы также выяснили, что наука - это круто и весело, поскольку вы получаете то, что никто до вас не знал", - отмечают авторы.
Статья написана детским языком, а все рисунки, графики и таблицы нарисованы от руки цветными карандашами. Однако несколько независимых рецензентов работы отметили, что все методы исследования корректны, а полученные результаты не уступают результатам "взрослых" групп. В частности, психолог Лоренс Малони из Нью-Йоркского университета пишет, что "это очень впечатляющее достижение для группы школьников такого возраста. Я бы никогда не подумал, что они на такое способны".
Как отмечает издание Wired, проект организовал нейробиолог из Университетского колледжа Лондона Бо Лотто (Beau Lotto), который провел для учащихся школы, в которую ходит его сын, научно-популярную лекцию о механизмах восприятия у человека, роботов и шмелей. После лекции, Лотто и директор начальной школы Блэкоутон Дэйв Страдвик (Dave Strudwick) решили попробовать провести научное исследование, в котором дети бы стали ведущими авторами.
Размещая желтые и синие круги (игравшие роль цветов) на полигоне в определенном порядке, школьники надеялись добиться того, чтобы шмели ориентировались по этим рисункам в поисках подслащенной воды в некоторых кругах.
После этапа обучения, пишут авторы статьи, насекомые разгадывали "головоломки" и правильно выбирали источники "нектара" в 90,6% случаев. При этом шмели ориентировались именно на цвета, а не только на пространственное расположение "растений": после добавления третьего цвета, зеленого, половина шмелей "запуталась", говорится в статье.
"До того, как мы провели эти эксперименты, на самом деле редко думали о шмелях и о том, что они такие же умные, как мы. Кроме того, не думали, что без шмелей мы бы не выжили, потому что они помогают выживать цветам. Поэтому важно понимать шмелей", - заключают авторы в статье.
Лотто отмечает, что финансировать исследование им пришлось самостоятельно, поскольку все, к кому обращалась группа, отвечали, что восьмилетние дети не могут получить серьезных результатов. Кроме того, было трудно опубликовать работу, в которой нет ссылок на другие исследования - как поясняет организатор, "ссылки - это не то, что интересовало детей в этом проекте". Директор школы также добавил, что оценки учащихся школы на национальных экзаменах по научным дисциплинам после проведения этого исследования значительно выше средних по стране.