Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.
Россия и Индия подписали договор об эскизном проектировании истребителя 5-го поколения FGFA для индийских ВВС. Машина будет создаваться на основе российского истребителя Т-50, который сейчас проходит летные испытания.
История FGFA тянется не первый год – предварительное соглашение о его проектировании подписано еще в 2008 году, когда программа Перспективного авиакомплекса фронтовой авиации (ПАК ФА), в рамках которой создан Т-50, вступила в финальную фазу реализации. Тогда же были обозначены и основные требования к индийскому истребителю, несколько отличающиеся от российских. Главные отличия в численности экипажа (ВВС Индии предпочитают двухместные машины) и составе оборудования и вооружения (на индийской машине будут, очевидно, использоваться не только российские системы).
Российский самолет шел к своему первому полету почти 10 лет с момента фактического начала работ. У самолета для Индии этот путь, судя по всему, будет короче: огромная доля работ уже выполнена в рамках программы ПАК ФА. Если все пойдет удачно, то первый полет FGFA стоит ожидать в ближайшие 5-6 лет, а запуск машины в серию – в 2018-19 годах.
Разработка FGFA – продолжение давней истории военно-технического сотрудничества России и Индии. Оно продолжается почти полвека и за это время прошло несколько фаз.
Долгая история
Первая фаза, начавшаяся в 1962 году с поставок советского оружия Индии, конфликтовавшей в это время с Китаем, характеризуется поставками готовых систем вооружения. Вторая фаза началась в конце 1960-х: тогда Индия освоила лицензионное производство советских систем – самолетов, стрелкового оружия, ряда других систем вооружения.
К 1980-м годам 75% потребностей Индии в вооружении удовлетворялись поставками из СССР или лицензионным производством советского вооружения, а к 1990-м годам того же процентного уровня достигла и оснащенность советским оружием индийских вооруженных сил.Одновременно промышленность Индии достигла такого уровня развития, который позволял осуществлять разработку собственных образцов вооружения. Индийский военно-промышленный комплекс начал работу над несколькими самостоятельными проектами, включая создание баллистических и зенитных ракет, боевых кораблей, танков и летательных аппаратов разных типов.
Но, как показала практика, собственный потенциал Индии не во всех случаях позволяет реализовать сложные проекты, что ведет к значительному торможению работ и отставанию ТТХ итоговых образцов от аналогичных систем России и Запада. Можно привести пример ЗРК "Акаш". Комплекс разрабатывали почти 25 лет – с 1984 по 2009 год. Но по своим характеристикам он примерно соответствует ЗРК "Бук", созданному в СССР в начале 80-х годов прошлого века. Не слишком удачным стал и проект индийского танка "Арджуна", также разрабатывавшегося почти 30 лет.
В результате индийское руководство обратилось к форме совместных разработок как наиболее перспективной. Она позволяет развивать свою научно-техническую школу и получать результат, гарантированный возможностями основного разработчика.
ВВС и ВМФ – основа кооперации
Существенна роль российских разработчиков в создании новых кораблей для ВМС Индии – фрегатов и эсминцев новых поколений, АПЛ проекта ATV и перспективного авианосца. Одновременно Индия продолжает и закупки у России готовых кораблей: наиболее важный в этом направлении – контракт на модернизацию авианосца "Викрамадитья" (экс-"Адмирал Горшков"). Продолжается строительство фрегатов проекта 11356 для ВМФ Индии. Индия намерена заказать еще три корабля этого типа в дополнение к трем уже построенным и трем строящимся.
Весной 2011 года Индии должна быть передана в аренду российская атомная подлодка проекта 971И. ВМС Индии планируют использовать ее для подготовки индийских экипажей атомных подлодок собственной постройки.
Говоря о перспективах военно-технического сотрудничества с Индией, нужно отметить, что, скорее всего, и далее основной объем поставок будет приходиться на авиационную технику разных классов и боевые корабли. В поставках сухопутной техники Индия постепенно переориентируется на собственные мощности и поставки из других стран.
В авиационной и кораблестроительной сфере есть "что ловить": ВМС Индии и ВВС Индии – одни из сильнейших в мире и требуют масштабных поставок современной техники для поддержания потенциала и дальнейшего развития. Более того, в дальнейшем не исключено сотрудничество России и Индии в выполнении заказов третьих стран – путем кооперации в производстве техники на экспорт.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции