Сергей Варшавчик, обозреватель РИА Новости.
Нечастый случай, когда иностранного журналиста знают и помнят в России. Еще реже, если при этом он – родоначальник ток-шоу на мировом телевидении. Речь об известном американском телеведущем Филе Донахью, которому 21 декабря исполняется 75 лет. С его помощью весь мир когда-то узнал, что в "СССР секса нет".
Изобретатель жанра
Первооткрывателей часто сопровождают легенды. Например, Ньютон открыл свой знаменитый закон всемирного тяготения после того, как ему упало на голову яблоко. Похожим образом обстоит дело и в случае с нашим героем. Говорят, что самый демократичный телевизионный жанр родился во многом случайно. Как-то, беседуя во время прямого эфира с гостем программы "Шоу Фила Донахью", ведущий исчерпал все свои вопросы. После чего прибег к помощи зрителей в студии, у которых, в отличие от него, было что спросить.
"Первый блин" получился совсем не комом. Разговорное представление (а именно так можно перевести слово talk show) постепенно оценили и сами телевизионщики и, конечно, аудитория. Впоследствии жанр превратился в один из самых рейтинговых на телевидении.
Что же касается Донахью, то его программа вскоре стала одной из самых популярных в США и самой продолжительной в истории американского телевидения (выходя с 1967 по 1996 годы). Находчивый ведущий получил за нее не только 9 наград престижной телепремии "Эмми", но и жену, с которой познакомился на съемках одного из выпусков программы.
Но в основе успеха лежал не только диалог со зрителями. Донахью вывел на телевизионный экран ярких, часто асоциальных персонажей, поставив во главу угла прежде всего жгучую общественную проблему.
Например, религиозные конфликты в школах или низкий уровень родовспоможения в больницах (с детальным показом самого процесса). Одним из первых на американском телевидении известный журналист обратился и к такой болезненной теме, как дети, рожденные наркоманами. Не довольствуясь студией, Донахью вел свои передачи из самых разных мест. Например, из тюрьмы штата Огайо или с парохода "Миссисипи Квин".
Телевизионная отдушина
Как заметил однажды французский историк Алексис де Токвиль, "история – это картинная галерея, где мало оригиналов и много копий". Летопись телевидения не составляет исключения из этого правила.
К концу ХХ века жанр ток-шоу завоевал многие страны мира. Но в отличие от "прародителя", ведущие таких программ в погоне за популярностью сделали ставку не столько на освещение социальных и политических язв, сколько на скандальность того или иного события или персонажа.
Не осталась в стороне от телевизионного мейнстрима и Россия, где как грибы после дождя появились разного рода "Окна", "Большая стирка", "Про это" и т.д. При этом отечественный зритель далеко не сразу разобрался, что герои этих программ – не столько реальные люди, сколько нанятые исполнители. Впрочем, иначе и быть не могло в стране, где десятилетиями о разного рода проблемах не было принято публично говорить.
Помню, как мой знакомый в одном из выпусков скандальной программы Елены Ханги о сексе "Про это" (НТВ) изображал импотента. Изображал очень убедительно, рассуждая о длительном отсутствии интереса к женщинам, что называется, не моргнув и глазом. Если бы я не знал, что его жена находится на девятом месяце беременности, то, наверное, тоже поверил бы ему, как и большинство зрителей.
Сейчас ток-шоу на российском ТВ – это своего рода отдушина, которая дает возможность многим людям выговориться, снять стресс, публично попросить помощи, в конце концов.
Секс как таран "холодной войны"
Впрочем, к популяризации данного жанра в нашей стране руку приложил и сам Донахью, начав в 1986 году с помощью телемостов ломать "железный занавес" между двумя супердержавами. В конструктивный диалог обычных людей из СССР и США поначалу мало кто верил.
Слишком уж долго взаимная пропаганда выставляла друг друга в черном цвете, рисуя потенциальных противников в Третьей мировой чуть ли не с рогами и копытцами. Тем важнее заслуга Фила Донахью с американской стороны и Владимира Познера с советской, которые, по сути дела, закончили мрачную эпоху "холодной войны". Покончив в прямом эфире с наследием, если так можно выразиться, сусловского маккартизма.
Вспоминая об этом диалоге, многие часто цитируют фразу "В СССР секса нет!", которая родилась во время одного из телемостов. Красиво, броско, но не совсем точно. Участница с советской стороны, Людмила Иванова, в ту пору администратор гостиницы "Ленинград" и представительница общественной организации "Комитет советских женщин", отвечая на вопрос американской участницы, есть ли в СССР телереклама с элементами секса, ответила отрицательно.
Эпоха телевидения с элементами секса в стране наступит через несколько лет. На голубых экранах появятся не только ток-шоу, но и "мыльные оперы", криминальные сериалы, эротические мелодрамы, реалити-шоу и другие атрибуты западного телевидения. Сделало ли все это счастливее отечественного зрителя – большой вопрос. Во многия знания – многия печали. Но информативнее – несомненно.
Что же касается Донахью, то ХХI век встретил его неласково. В эпоху всеобщей сервильности и стандартизации известный телеведущий, всегда отличавшийся независимым характером, телевидению стал по большому счету не нужен. Как говорится, "мавр сделал свое дело, мавр может уйти". Впрочем, юбиляр не унывает, переключившись в частности, на документальное кино. Учитывая, что нетривиальных, ярких людей на ТВ много не бывает, не удивлюсь, если в будущем он нас еще чем-нибудь поразит.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции