Одна из форм альтернативного дошкольного образования, получившая довольно широкое распространение в Москве, – лекотеки, структурные подразделения образовательных учреждений по работе с детьми-инвалидами. Об их работе и о том, будет ли включено это понятие в новый проект закона "Об образовании", рассказвает в интервью РИА Новости директор Центра психолого-медико-социального сопровождения "Лекотека" Валерий Ярыгин.
- Валерий Николаевич, первые лекотеки появились в России сравнительно недавно – во второй половине 2000-х. Как возникла идея их создания? На кого они рассчитаны?
- "Лекотека" – шведское слово, означает "хранилище игрушек". Первая лекотека была открыта в 1963 году при университетской клинике в Стокгольме. Это была инициатива родителей, обеспокоенных тем, что их дети, находящиеся подолгу в больницах, лишаются естественной для детства игровой деятельности.
Идея создания российских лекотек, где основной формой работы стала бы совместная игра специалиста, родителя и ребенка, появилась в 2000-х годах. Первые лекотеки в нашей стране были открыты при поддержке зарубежных фондов. Затем в Москве идею поддержал департамент образования города. Всего за последние три года в столице было открыто более 100 лекотек. Сюда приходят дети, ранее вообще не охваченные системой образования.
Дело в том, что согласно действующим инструкциям по комплектованию учреждений специального образования детям с синдромом Дауна, эпилепсией, аутистам и другим детям с выраженными и множественными нарушениями развития помощь в системе образования и не должна оказываться. Инструкции были приняты еще в советское время, но их до сих пор не отменили. В настоящее время департаментом образования Москвы создана по этому вопросу рабочая группа, вырабатываются новые инструкции.
- В чем отличия лекотек от инклюзивных детских садов, учреждений специального образования?
- Лекотека нужна детям, которые в связи с тяжестью или сложностью нарушений по состоянию психофизического развития ещё не готовы посещать группы специализированных или инклюзивных детских садов. Основная задача лекотек – подготовка детей к получению регулярного образования в детских садах, школах.
Основные методы работы связаны с игрой. Важным является участие в игровых сеансах также родителей. Мы проводим совместные праздники, досуговые мероприятия, тренинги для мам и пап. По сути, лекотека – это не только форма обучения, но и сопровождения, если у родителей возникают вопросы, куда обратиться, что делать, – мы стараемся помочь.
И еще один принцип, необходимый в организации лекотек – их шаговая доступность. В Москве достаточно учреждений, которые оказывают помощь детям-инвалидам, но добраться до них из-за неприспособленности транспорта подчас просто невозможно.
- Сейчас в обычные детские сады огромные очереди. А насколько сложно попасть в лекотеку?
- Попасть к нам несложно. Очередей в лекотеки нет. В этом смысле в настоящее время это островки благополучия. Но если начать решать проблему очередности в детские сады за счет лекотек, дети-инвалиды окажутся в самом неблагоприятном положении.
- Обсуждается новый проект закона "Об образовании". Лекотеки в нем упоминаются?
- Нет, хотя у нас есть предложения по этому поводу. Но войдут ли они в законопроект, сказать трудно. Все-таки это финансово затратный проект. Пока мы работаем не на законодательном, а на договорном уровне.
Пробовали работать, к примеру, с домами ребенка: там, где руководство поддерживало идею, удавалось открывать лекотеки, какие-то из них потом были закрыты, какие-то продолжают работать.
- Лекотеки работают преимущественно в столице. Есть ли вероятность, что они в ближайшее время появятся и в регионах?
- На днях мы запускаем проект, который будут финансировать компания "Амвэй" и Фонд поддержки детей, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации, – дистантное обучение через Интернет специалистов лекотек в крупнейших городах России. На первом этапе в проекте участвуют два региона – Нижний Новгород и Краснодар, уже подписаны договоры, на втором этапе планируется участие еще семи регионов. Эти же компании будут частично финансировать оснащение лекотек – без игровых средств лекотеку представить нельзя, а регионы целиком взять на себя проект не могут.
Мы помогаем открывать лекотеки и в системе социального обеспечения: в ближайшее время запланирован семинар с Тверской областью, уже работали с Алтайским краем. На семинарах – как ознакомительных, так и профессиональных – делимся опытом с теми, кому это интересно.
Материал подготовила Елена Кузнецова (ГУ-ВШЭ) специально для РИА Новости