Жесткое обращение с детьми – одна из серьезных проблем российского общества. Как утверждается в послании президента РФ Федеральному собранию 2010 года, для её решения необходимо создание кризисных центров. С чем приходится сталкиваться в работе их сотрудникам, в интервью РИА Новости рассказывает исполнительный директор Санкт-Петербургской благотворительной общественной организации "Детский кризисный центр" Татьяна Сарычева.
- Татьяна Николаевна, с какими проблемами обращаются в детские кризисные центры? Часты ли случаи насилия в семье?
- Поводы для обращений разные. И центры работают схожим образом. За 10 лет работы, допустим, нашего центра самый старый проект – "Телефон доверия". Это до 7 тысяч звонков в год – проблемы взаимоотношений с родителями, со сверстниками, в школе, со здоровьем. Звонков о насилии и суициде немного – в таких случаях мы обычно приглашаем детей для очного общения с психологами. Насилие может быть не только физическим или сексуальным. Пренебрежение интересами ребенка – тоже насилие. Если ребенку не уделяют должного внимания, если он не получает любви, заботы, ухода – это жесткость, а значит насилие
У нас есть "Ночная гостиница" для мальчиков-подростков, которые по каким-то причинам не могут жить в семье. Мы помогаем им восстановиться в школе или обучаем в центре. Нацеливаем на получение профессии, стараемся наладить их отношения с родителями, помогаем им осознать ответственность за свою жизнь.
Больше года работает совместный с отделом соцзащиты Фрунзенского района проект Детская квартира "Агата" – приют для детей от 0 до 5 лет. Их мамы часто не имеют работы, жилья, поддержки близких. Мы помогаем в решении этих вопросов. За год таких детей было 13, все они вернулись в свои семьи.
Наши сотрудники и волонтеры приходят в больницу №5 к детям с тяжелыми травмами.
Нужно поддерживать и семьи с детьми-инвалидами – эта часть общества чаще других подвергается унижениям, эмоциональному насилию. Работает проект "Пространство радости" для подростков и молодых людей с особенностями развития. Здесь они чувствуют себя принятыми, находят себе друзей, занимаются творчеством. Волонтеры – художники, музыканты, просто интересные люди – ставят с ними спектакли, рисуют. Работают творческие мастерские для особых детей и их родителей. Дети участвуют в выставках, это помогает им поверить в себя и получить хороший социальный опыт.
- А насилие в школе – насколько это острая проблема сегодня?
- У нас есть специальное направление "Мобильная школа", для детей, которые по каким-то причинам не могут учиться в обычной: из-за семейных трудностей, конфликтов с учителями, одноклассниками. Чаще всего их направляют органы соцзащиты или сами школы. Нередко у таких детей учеба сильно запущена – кто-то в 15 лет все еще в 3-м классе или даже ни одного дня не сидел за партой… Это сложные дети, занятия им нужны индивидуальные – в классах у нас обычно от 1 до 5 человек. Мы помогаем им подтянуть школьную программу и поступить в профессиональные училища.
- Есть ли у вас связь с другими такими же центрами? И можно ли оценить, достаточно ли их в том же Санкт-Петербурге?
- Да, мы сотрудничаем со многими общественными и государственными организациями, в некоторых есть "кризисные линии". Например, благотворительный фонд "Родительский мост" – их сотрудники работают по профилактике отказов от детей, начиная с роддома и заканчивая подростками и их родителями.
Есть государственные центры помощи семье и детям – но, к сожалению, в них не хватает материальной базы и специалистов. Они работают в очень жестких условиях финансирования и отчетности, там невозможна мобильность, гибкость… В этом смысле общественные организации свободнее – если возникает конкретный случай, можно достаточно быстро подключить специалистов и найти дополнительные средства, хотя финансовые трудности у нас тоже есть – мы существуем за счет добровольных пожертвований.
Взаимоотношения с государственными структурами, комитетами по управлению городским имуществом, пожарной инспекцией, органами опеки складываются по-разному. Сотрудники опеки, например, перегружены – на них лежат самые разные функции: от решения жилищных вопросов до изъятия ребенка из семьи. И нередко, если мы просим о помощи и защите прав какого-то ребенка, вместо конкретной работы следует ответ в письменной форме, дело затягивается...
Сколько таких центров необходимо – трудно сказать, зависит от качества работы, от возможностей. Но главное при этом не то, что делает специалист, а как. Бывает к проблемам детей и их семей подходят формально – считают, что достаточно просто выдать продуктовый набор. Но важно не только накормить, но и помочь семье самостоятельно находить ресурсы для выхода из сложной ситуации. Иначе мы воспитываем иждивенцев.
Материал подготовила Мария Салтыкова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости