МОСКВА, 20 дек - РИА Новости. Россияне, решившие отказаться от поездки в Египет из-за страха перед акулами, вправе расторгнуть договор с туристической фирмой и получить деньги за путевку назад в полном объеме, заявил РИА Новости глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко.
В начале декабря в районе Шарм-эш-Шейха было зафиксировано пять нападений акул на отдыхающих. В результате серьезно пострадали три российских туристки и один гражданин Украины. А 5 декабря 70-летняя туристка из Германии погибла в результате нападения акулы вблизи пляжа фешенебельного отеля Hyatt Regency в бухте Наама-Бэй. Работающая в настоящее время в Красном море у берегов Шарм-эш-Шейха группа иностранных специалистов пришла к заключению, что среди вероятных причин последних нападений акул на людей можно выделить две основные: сокращение количества рыбы (в особенности, тунца), являющейся основным источником питания акул, а также бесконтрольный подкорм акул дайверами.
"Несмотря на предпринимаемые усилия ведомствами, ответственными за организацию туристической деятельности в нашей стране, мы все-таки отмечаем, что события последнего времени показывают, что очевидно возникновение реальных угроз для жизни и здоровья граждан. Но это не становится предметом серьезной оценки и не констатируется как фактор риска. Это приводит к тому, что туроператоры и турагентства не обеспечивают положения закона "Об основах турдеятельности в РФ", согласно которым турист имеет право на обеспечение личной безопасности и беспрепятственное получение неотложной медицинской помощи", - сказал Онищенко.
Он подчеркнул, что опасность нападения акул или опасения попасть в ДТП могут стать основанием расторжения туристического договора, например, на поездку в Египет.
"Мы еще раз напоминаем о том, что в соответствии со статьей 14 того же закона в случае возникновения обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране временного пребывания угрозы безопасности жизни и здоровья туриста, а равно опасности причинения вреда его имуществу, турист или туроператор вправе потребовать в судебном порядке расторжения договора", - сказал Онищенко.
Этой же нормой закреплено, что "при расторжении до начала путешествия договора о реализации туристского продукта в связи с наступлением обстоятельств, указанных в настоящей статье, туристу и (или) иному заказчику возвращается денежная сумма, равная общей цене туристского продукта, а после начала путешествия - ее часть в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг".
Онищенко подчеркнул, что представление турагенствами тура как разрозненных услуг по бронированию авиабилета и гостиницы, неверно. По данным Роспотребнадзора, согласно определению туристского продукта - это "комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта".
Именно комплексность предмета договора и его единая цена в силу законодательно установленных положений отличают туристскую деятельность от просто посреднических услуг по приобретению билетов, заказу гостиницы и тому подобного, "что не могут не знать лица, претендующие на выражение мнения соответствующего профессионального туроператорского сообщества", подчеркивается в сообщении, размещенном на сайте Роспотребнадзора.
"Мы еще раз говорим о том, что Роспотребнадзор будет со своей стороны принимать все необходимые меры, направленные на защиту прав потребителей в сфере туризма, в том числе посредством участия в их судебной защите", - сказал Онищенко.
Ранее представители Минспорттуризма, Ростуризма и АТОР неоднократно заявляли, что возлагать всю финансовую ответственность на туроператоров несправедливо, ее должны разделить и авиакомпании, и отельеры, и другие поставщики услуг.