Пять лет жизни в составе единого Пермского края дали бывшему Коми-Пермяцкому автономному округу дополнительное финансирование и новый импульс развития, заявил губернатор края Олег Чиркунов на встрече с журналистами российских СМИ, приуроченной к пятилетию объединения. Он рассказал о том, что какие усилия необходимо приложить для того, чтобы округ стал точкой роста для всего Пермского края. В частности, Чиркунов ответил на вопросы агентства РИА Новости.
- Какие плюсы и минусы по истечении пятилетнего периода выделили бы вы в этом событии - первом в современной истории нашей страны объединении двух субъектов?
- Давайте до плюсов сначала сформулируем, могла ли быть альтернатива? И ответ - альтернативы быть не могло. Исторически наш субъект был единым (до 1992 года округ находился в составе Пермской области). На какой-то период произошло это разделение. Оно не имело под собой никакой экономической основы. Коми-Пермяцкий округ не был финансово самодостаточным. И самое главное, геополитически все пути и все контакты - через Пермь: это и самолеты, и железная дорога, и качественное медицинское обслуживание, и высшее образование. То есть объединение - это исправление ошибок предыдущего периода.
Понимаете, на мой взгляд, для субъекта федерации население в 2,7 миллиона человек (столько проживает в Пермском крае) - это мало. Реально для самодостаточности должны быть какие-то другие параметры - наверное, около 5 миллионов населения. А если численность жителей субъекта измеряется лишь сотнями тысяч человек, как в Коми-округе (население округа - около 130 тысяч человек), то там нет ничего: ни внутреннего рынка, никакого экономического интереса со стороны инвесторов. Так что по-другому просто не могло быть.
Коми-Пермяцкий округ объединился с Пермской областью, и его районы получили такое же финансирование, как все остальные муниципалитеты региона. В первый год объединения муниципалитеты в округе уже получили примерно на полмиллиарда рублей больше - колоссальная сумма.
Я общался после этого с главами муниципалитетов, и ни один из них не мог сказать, что у него плохо с финансированием. Они говорят, что впервые за многие годы дороги увидели дорожную технику. Раньше у округа просто не было на это ресурсов, не было возможности что-то отремонтировать и построить. Итак, они получили финансирование. Плюс к этом за пять лет появились новые краевые дорожные объекты: дороги на Березники и Соликамск, строится трасса на Сыктывкар. Коми-округ перестал быть тупиковым.
Из сложных задач - это развитие экономики. Можно радоваться тому, что идет рост производства, рост лесозаготовки. Но когда смотришь в абсолютных цифрах, понятно, что сейчас Коми-округ не является территорией прорыва, точкой роста. Нужно нечто глобальное для того, чтобы изменить это. Единственное, что я пока вижу - это "Белкомур" ("Белое море – Коми – Урал", планируемая железнодорожная магистраль из Архангельска через Республику Коми и коми-пермяцкий город Гайны до Перми).
- Проект "Белкомур" пока так и находится, как вы выражаетесь, в стадии существования в "общественном сознании", или уже что-то двинулось дальше?
- Какое-то движение идет постоянно, но очевидно, что ключевого прорыва нет. Прорыв - это когда деньги на счетах и начато проектирование. Мы сегодня ведем переговоры с федеральными властями, с бизнесом. Но на данный момент сказать, что мы начали проектирование, мы не можем. Мы можем сказать, что "Белкомур" вошел в стратегию развития железнодорожного транспорта до 2030 года. Это уже серьезный этап. Если бы мы начали на три года раньше, в момент создания государственного инвестиционного фонда, все бы это уже проектировалось и делалось. Но мы практически с нуля идею возрождали, с пыльных полок поднимали. Мы потеряли массу времени.
- Можно ли в таком случае обозначить какие-то сроки реализации проекта?
- Пока он прописан в стратегии развития железных дорог на период с 2015 года. Но с 2015-го - это не значит 2015-ый.
- Председатель правительства Валерий Сухих на последнем заседании Законодательного собрания обмолвился, что якобы появился какой-то частный капитал, и дорога разделилась на северную и южную части.
- Это всегда была единая трасса, и мы вместе с другими субъектами исходили из того, что мы строим дорогу на Архангельск. Мы никогда не допускали возможности разделения ее на две части. Но некоторые из наших партнеров заявили о том, что не против разделить ее на два участка - южный и северный: соответственно от Соликамска (Пермский край) через Гайны до Сыктывкара (Республика Коми) и от Сыктывкара до Архангельска. Мы понимаем, что нас устроит дорога и до Сыктывкара. Это не решение проблемы альтернативного пути до северного морского порта. Но для наших калийных предприятий это тоже вариант: дойти до Сыктывкара, оттуда до Вологды, а от Вологды уже по знакомой магистрали - в порт Санкт-Петербурга.
Участок, интересующий нас в первую очередь - идущий через Коми-Пермяцкий округ - должен строиться первым. Ведь северный участок привязан к порту. Когда в Архангельске появится глубоководный порт, будет шанс построить и северный участок. А дорога до Сыктывкара уже сейчас экономически разумна. Бизнесу интересен именно этот участок, а дальше уже государство должно позаботиться, чтобы выйти в другие морские пространства. Этот вопрос сейчас прорабатывается.
- Как встраивается Коми-округ в ту стратегию "культурного проекта" (в частности, проекта "Пермь - культурная столица Европы"), о которой много говорится в нашем регионе? И, как вы считаете, чем может и должен быть известен округ жителям края и за его пределами?
- Очевидно, что проект "Культурная столица" - это, прежде всего, Пермь. У остальных городов с точки зрения туризма, культуры и инфраструктуры нет шансов, если Пермь не победит. Никогда мы не приведем туристический поток просто в Кудымкар (столица Коми-Пермяцкого округа). Мы можем его привести в Пермь, а потом ручейки разбросать в Нытву, Кунгур, Кудымкар, еще куда-то. Вот в этом шанс. Это с точки зрения проекта "Культурная столица", цель которого - турпоток.
Но в чем для нас Коми-Пермяцкий округ является изюминкой? Любая мультиязыковая территория имеет свои преимущества. Даже с точки зрения того, как тренируется голова человека. Человек, говорящий на двух языках, говорит и на третьем, не важно, какие это языки.
Финно-угорская тематика для нас интересна и как ниточка в сторону Финляндии. Я вижу, как европейские страны любую такую тему раскрывают. У нас пока это не получается, но в перспективе мы должны это сделать.
- Как вы считаете, есть для Коми-Пермяцкого округа предпосылки того, чтобы когда-нибудь стать финансово самодостаточным, или такая цель вообще не стоит?
- Такая цель стоит для любой территории края. Это не проблема Коми-Пермяцкого округа, это проблема всех наших северных территорий, за исключением промышленного узла Соликамск-Березники. Все что севернее - Чердынь, Красновишерск - это абсолютная копия Коми-Пермяцкого округа. Надо понимать, для чего предназначены эти территории с точки зрения разделения труда.
Рецепта у меня нет. Но есть разница: для нас Чердынь - это место, откуда русские осваивали территорию, но все-таки для русских вся территория края является как бы своей. Они могут с точки зрения культуры достаточно свободно мигрировать. Для коми-пермяцкого народа территория округа - это их родина, и поэтому они больше к ней привязаны. И нам надо понимать, каким образом именно здесь они смогут развиться с экономической точки зрения.
- Готов ли регион вкладывать средства в развитие туристической инфраструктуры Коми-Пермяцкого округа?
- Туризм - это не только развитие инфраструктуры. Туризм - это трафик. Если будет создан трафик, то инфраструктура, с поддержкой или без поддержки государства, будет прорастать. Это мы с вами трафик не создаем! Гораздо легче уехать на курорт в Турцию, чем неделю попутешествовать по Пермскому краю.
У нас в крае пока нет "событийного календаря" и туристических брендов - куда и когда поехать, что смотреть. Золото инков люди едут смотреть на другой континент. А вот пермский звериный стиль - чем он отличается от золота инков с точки зрения весомости, значимости? Но туда мы мечтаем попасть, а увидеть родину пермского звериного стиля почему-то не рвемся.
Коми-Пермяцкий округ надо раскрутить. В этом отношении Алексей Иванов (известный писатель, автор книги "Чердынь - княгиня гор", изданной за пределами региона под названием "Сердце Пармы") сделал чудную тему для севера Пермского края вообще, но больше для Чердыни.
- Глава правительства края Валерий Сухих заявил, что одним из первых направлений, за которые надо всерьез браться в Коми-Пермяцком округе - это сфера образования. Стоит ждать распространения на округ проектов, уже действующих в нашей части региона - поддержки талантливых выпускников, доплат учителям?
- У них только одна специфика - второй язык, и это их жирный плюс. Кудымкарская школа №3 по итогам прошлого учебного года заняла первое место в краевом рейтинге школ по качеству образования. Сегодня Коми-Пермяцкий округ участвует во всех краевых образовательных проектах, по дошкольникам - в проекте по выплатам компенсаций "Мамин выбор". Суть проекта: если ребенок по какой-то причине не посещает муниципальный детский сад, его родителям выплачивается бюджетная компенсация. Благодаря этому развиваются частные детские сады, и снижается очередь в муниципальные.
По младшим классам в округе первыми начали строить учительские дома в небольших селах, когда в одном здании и классы и квартира для учителей. В средней школе - финансирование по подушевому нормативу, увеличение концентрации учеников в одной школе. А выпускники из школ Коми-округа, как и первокурсники из других территорий края и других регионов, которые набрали в этом году более 225 баллов за три ЕГЭ и поступили в пермские вузы, получают ежемесячно дополнительную стипендию в 5 тысяч рублей. Мы заинтересованы в том, чтобы лучшие выпускники продолжали свою учебу на родине, видели здесь возможности для самореализации и связывали с Пермским краем свою судьбу.