Дмитрий Бабич, обозреватель РИА Новости.
По мере того, как приближается день выборов в Белоруссии, становится ясно: все будет лучше, чем раньше, но в основном по-прежнему. Власти дали оппозиционным кандидатам выступить по телевидению, но контроль над избирательными участками, досрочное голосование и другие инструменты гарантированной победы сохранили. Что же касается митинга избирателей вечером 19 декабря, на котором оппозиция намерена оспорить почти стопроцентно грядущую победу кандидата Лукашенко, то власти сделают все, чтобы этот митинг просто не состоялся.
Лимит на революции
15 декабря президент Александр Лукашенко провел совещание со своими силовиками – министром внутренних дел Анатолием Кулешовым, председателем КГБ Вадимом Зайцевым, министром обороны Юрием Жадобиным и другими высокопоставленными чиновниками. Цель – предсказать и упредить любые шаги оппозиции, если она решится оспорить итоги выборов.
Оппозицию, как и прежде, обвиняют в памятных еще по советским временам «грехах». Главным образом – в умышленном провоцировании ОМОНа на силовую акцию. Предполагаемая цель провокации – дать возможность западному телевидению наснимать побольше «страшных картинок» с разгоном митингующих, дубинками и щитами.
На этот раз в роли Кассандры, проникшей в замыслы врагов отечества, выступил не председатель КГБ, а глава администрации белорусского президента Владимир Макей. «Уже готовятся группы боевиков, уже закупаются теплые вещи, пиротехнические и даже взрывчатые вещества», - сообщил Макей.
Впрочем, и власть не дремлет: на Октябрьской площади быстренько организован каток с елкой. В помощь сама природа – синоптики обещают на 19 декабря мороз до 18 градусов ниже нуля. Кроме того, ОМОН и милиция уже готовятся перекрыть подходы к площади, сделав митинг невозможным.
За неделю до вышеупомянутого совещания Лукашенко постарался и сам не оставить у соперников никаких сомнений в своем намерении остаться у власти.
С трибуны Всебелорусского народного собрания он заявил: «На площадь вы выйдете, еще куда-то... Страну вы не получите. Мы не дадим вам ее растерзать, она нам очень дорого стоила… Тот, кто мечтает о революции, должен успокоиться. Мы лимит революций исчерпали в прошлом веке».
Непосвященному наблюдателю это может показаться запугиванием оппозиции, но в стилистике Лукашенко подобные диатрибы – обычное дело. Предполагается, что «они», «вы» и прочие местоимения – это не оппозиция, а какие-то безличные злодеи, враги, в борьбе с которыми разрешаются все приемы. Старшее поколение помнит, что когда-то подобные туманные проклятья применялись в отношении «антисоветчиков» за границей – «их нравы», «определенные круги»…
Лимит на самоуправство
Можно согласиться с Лукашенко, что лимит революций в Белоруссии и вообще в постсоветском пространстве исчерпан. Но, кажется, белорусский президент начинает понимать, что подходит к концу и его собственный лимит на самоуправство в международных и частично даже во внутренних делах. Чтобы белорусская экономика осталась наплаву, необходимо хоть сколько-нибудь благожелательное отношение к действиям Минска со стороны России и ЕС. А такое отношение полицейскими дубинками и оскорблениями в адрес российских «олигархов» не зарабатывается. Вот Лукашенко и ставит силовикам задачу в стиле древнего китайского военного трактата Сунь Цзы: победить, не начиная сражения. Дубинки, шлемы и собак на этот раз белорусские силовики будут задействовать только в самом крайнем случае.
Силу белорусский лидер старается дополнить дипломатией. В последние дни Лукашенко сумел восстановить (хотя бы внешне) отношения с российским коллегой Дмитрием Медведевым. Встретился он и с представителями американских аналитических центров, протянув таким образом оливковую ветвь не терпящим его США. «Самые демократические выборы в Европе» обещаны и встретившимся с Лукашенко представителям Польши, Литвы и Германии. Применить против оппозиции грубую силу в этой ситуации – значит ударить в грязь лицом даже в глазах всепрощающего белорусского телезрителя.
Так что же, поражение оппозиции неизбежно? В этот раз, может быть, и да, но такая ситуация не навсегда.
За черные дела – черная неблагодарность
Кандидат от оппозиции Николай Статкевич нащупал самую болевую точку режима, когда недавно в Интернете выступил с видеообращением к сотрудникам силовых структур Белоруссии. Статкевич напомнил им о печальной судьбе тех силовиков, которые прежде выполняли «деликатные» пожелания Лукашенко. Статкевич привел в пример исчезновения критиков Лукашенко в девяностые годы, о которых нам недавно напомнил президент Медведев в своем видеоблоге. Многие из подозреваемых в этой грязной истории или сидят в тюрьме, или исчезли. Можно вспомнить и о судьбе бывшего председателя белорусского КГБ Степана Сухоренко, в 2006 разогнавшего послевыборный митинг оппозиции, обвинив ее в «дестабилизации обстановки» вполне в духе нынешнего выступления Макея. На следующий год Лукашенко уволил Сухоренко с поста председателя КГБ. Потом, после довольно долгой унизительной безработицы, «спаситель страны от развала» был назначен… послом Белоруссии в Армении.
Очевидно, коренные перемены в Белоруссии наступят тогда, когда «критической массе» белорусской элиты надоест роль пешек в планах президента. Важен и еще один фактор – должен появиться оппозиционный кандидат с реальной экономической и внешнеполитической программой, нацеленной на сотрудничество как с Евросоюзом, так и с Россией. Ближе всего к этой задаче подступил из нынешних кандидатов Владимир Некляев. Но и его отношение к интеграции с Россией оказывается консервативным – «оставить то, что уже есть». Победить по-настоящему сможет лишь тот кандидат, который предложит реальный путь вперед.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции