Марина Селина, РИА Новости.
Скандал с компанией "Капитал-тур", акулы-людоеды Красного моря и многочисленные ДТП с российскими туристами в Египте - все это, очевидно, требуют кардинальных изменений в сфере такой востребованной россиянами услуги как туризм. Эксперты уверены: грядет очередная правка законодательства. И это действительно так. Профильные ведомства, Совет федерации, Госдума и сами участники туристического рынка готовят совместные предложения о том, как должна функционировать туристская сфера, чтобы россияне чувствовали себя спокойно на любом курорте и не теряли деньги, если туркомпания не выполнила свои обещания.
Пока бизнес, чиновники и общественность не оправились от шока, предлагаемые изменения выглядят существенно. Не исключено, конечно, что в ходе реализации эти изменения могут оказаться далекими от идеала.
Но другого выхода, кроме как обещать если не революцию, то серьезную реформу туристического рынка, у бизнеса и чиновников нет. Рынок туризма нуждается в спасении, а туристы в конкретных гарантиях относительно собственной безопасности.
Российский рынок туризма на международном фоне страдает множеством изъянов. Это признали на состоявшейся 15 декабря в Совете федерации встрече и чиновники, и парламентарии, и сами представители туристической сферы. Однако российские туристы особого внимания проблемам турсферы не придают. Об этом свидетельствует тот факт, что туристическая отрасль успешно восстановилась после кризиса. Как прогнозирует Минспорттуризма, по итогам этого года рост выездного туризма в России составит 44%.
Россияне вкладывают средства в путешествия, несмотря ни на что. Часто идут на осознанные риски в погоне за дешевизной. "Капитал-тур", например, считался лидером рынка по дешевым путевкам. В итоге на 17 ноября количество туристов, оплативших туры в этой компании, составило 8302 человека. Не пугают россиян и риски, связанные с собственной жизнью. В ноябре в Египте произошли очередные ДТП, в которых опять пострадали россияне. По данным Российского союза туриндустрии на середину декабря, в этом году таких ДТП было уже семь.
Случаи с акулами - экзотичны. Но из пяти пострадавших от укусов акул, как ни странно, трое оказались россиянами. Выходит, что с учетом нашего экстремального характера законодательство о туризме в России должно быть максимально предусмотрительным. На деле же получается наоборот. Туристам все равно, что у них написано в договоре, а многие компании этим пользуются.
"Случившиеся инциденты стали шоком как для туристического бизнеса, так и для чиновников из этой сферы", - заявила на круглом столе в Совете Федерации замминистра спорта, туризма и молодежной политики Наталья Паршикова. По ее словам, ужесточать требования к туристической сфере надо как можно быстрее. Поэтому серьезные поправки в законодательство о туризме, заявила Паршикова, могут быть представлены депутатам на рассмотрение уже в весеннюю сессию.
Основные идеи - повышение финансовых гарантий туроператоров и наделение госорганов контролирующими функциями. "Финансовое обеспечение туроператора должно быть адекватно его обороту", - считает замруководителя Федерального агентства по туризму Евгений Писаревский.
Тот же "Капитал-тур" значился одним из лидеров российского туристического рынка, но обеспечительных денег этой компании оказалось явно недостаточно: их хватит только на первых обратившихся за компенсацией. Сейчас максимальный объем финансовых гарантий крупных туроператоров составляет 100 млн рублей. До какой отметки он будет повышен, пока не ясно.
Турагентства, которые осуществляют деятельность через туроператоров, тоже, возможно, ждут революционные изменения.
Евгений Писаревский считает, что возможен либо запрет деятельности турагентств от своего имени, либо введение финансовых гарантий и для них.
"Для турагентств необходимо ввести, хотя бы минимальное финансовое обеспечение", - считает коммерческий директор компании ЗАО "ВИП Сервис" Дмитрий Горин. Но выиграют ли туристы в результате того, что часть турагентств, возможно, будут вынуждены закрыться в связи с ужесточением требований, - вопрос.
"Перегружать малый и средний бизнес мы пока не готовы, туризм - сфера, которую может обидеть каждый", - заметил на встрече в Совете федерации председатель комиссии СФ по делам молодежи и туризму Владимир Жидких.
Тем не менее, по словам Натальи Паршиковой, ужесточить ответственность турагентств возможно, но у туристического сообщества должно быть единое мнение по этому поводу.
Если по поводу ужесточения ответственности турагентств и могут возникнуть разногласия, то ни у кого не вызывает сомнений необходимость усиления надзора за деятельностью всех компаний, работающих на рынке туризма. Эксперты в один голос твердят, что этот рынок в России крайне закрыт. Если судить по высказываниям чиновников, эта проблема к грядущему летнему сезону должна быть решена.
Под большим вопросом и политика страхования туристов. О страховке и туркомпании, и сами туристы сегодня задумываются только потому, что многие страны просто не дают визу без страховки. Но страховых покрытий в случае несчастных случаев часто не хватает. А, как говорится в аналитической записке СФ, в законодательной базе страхования России раздела страхования в туризме как такового не существует.
Есть еще масса моментов, о которых придется задуматься законодателям. Но пока ясно одно: туристов, пострадавших в ситуации с "Капитал-тур", попавшихся в пасть к акулам и пострадавших в ДТП, существующее законодательство особо не защитит, несмотря на то, что профильные ведомства прилагают явные усилия.
Так что, отправляясь в путешествие, стоит максимально тщательно думать о собственной безопасности и учитывать риски, который может понести личный бюджет.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции