Дмитрий Бабич, политический обозреватель РИА Новости
«Кровавой бани» в городе Москве не состоялось. По последним данным, в больницы с разными телесными повреждениями обратились 5 человек – обычная цифра для этого времени суток. Впрочем, многим не придется ночевать дома: сначала речь шла о 200 задержанных, потом о семистах, а в 21 час агентство РИА Новости по своим каналам получило информацию о 1207 задержанных. Впрочем, тяжких преступлений совершить задержанные явно не успели, так что большинство из них скоро будут отпущены по домам.
Не совсем ложная тревога
Так что же, тревога была ложной? Не совсем. На самом деле, огромные средства и усилия, потраченные на оцепление площади у Киевского вокзала и других опасных мест, вполне могут окупиться. Общество, включая власти предержащие, наконец-то получило возможность увидеть, как это неприятно, неудобно и накладно, - жить в этнически напряженном городе. Есть надежда, что теперь приутихнут звучавшие до последнего времени голоса насчет того, что выкрикивающие антикавказские лозунги «фанаты» - это наша защита, наша надежда и вообще непременный элемент гражданского общества. Если этим голосам дадут зазвучать снова – все траты, усилия, сомнения и страхи этого дня были напрасными.
Держать каждый день у Киевского вокзала и в десятке других «горячих точек» столицы по несколько тысяч полицейских со спецснаряжением – невозможно. Такого не выдержит ни один бюджет, так не может жить ни один город в мире. Решение проблемы – не в полицейских акциях, хотя и они необходимы. Долговременное решение – в улучшении межнациональных отношений, в диалоге, в воспитании и образовании. Но этим-то у нас как раз последние годы не хотели заниматься – ни общество, ни государство. Министерство по делам национальностей ликвидировали, Федеральную миграционную службу то сливали с МВД, то опять выделяли в отдельное ведомство. При разговоре о школе речь шла о доступе к Интернету, о ЕГЭ, о запросах работодателей – в общем, о чем угодно, но только не о воспитании уважительного отношения к людям другой национальности. Сокращено количество часов на преподавание собственной национальной культуры и истории – куда уж там подумать о культуре соседей или национальных меньшинств в собственной стране. Между тем большая часть агрессивной молодежи – еще в школьном или в раннем студенческом возрасте. Кем эти ребята вырастут, какие еще проблемы мы создадим следующим поколениям?
Страусиная политика в области духовно-нравственного воспитания и межнациональных отношений проводилась много лет. «В результате государство просто проиграло националистам идеологическую войну за души молодого поколения», - отмечает член Общественной Палаты, директор специализирующегося на борьбе с расизмом Московского бюро по правам человека Александр Брод. Зайдите в книжный магазин, посмотрите на корешки книг в газетном киоске, на уличном лотке, даже в церковной книжной лавке. Литература ксенофобского содержания в разы перевешивает не то что пособия по толерантности – она превосходит тиражами даже гиды для путешественников, просто рассказывающие о других народах «без гнева и пристрастия». Добавьте в свой расчет и тот факт, что ксенофобия всегда хорошо продается, а в Интернете распространяется еще и бесплатно. Тогда причины победы националистов становятся еще понятнее.
Техника впереди этики
Сложилась опасная ситуация, когда техническое развитие на световые годы обогнало развитие нравственное и культурное. Погромщик с «твиттером» - это страшная опасность. А день 15 декабря показал, что в этнически напряженном городе немалую опасность представляет оснащенный тем же «твиттером» паникер или провокатор. Пока что от властей на этот вызов поступает в основном «силовой» ответ: «Мы не допустим», «Каждый провокатор будет наказан»… Но рано или поздно к силовому компоненту должен быть добавлен и воспитательно-образовательный.
Задействовать этот компонент еще не поздно, ситуацию еще можно поправить. Россия, несмотря на все потрясения последних двадцати лет, пока что воспринимается большей частью населения бывшего СССР с добрыми чувствами, да и русские не воспринимают сограждан по «большой родине» как чужих. Накопленный столетиями опыт жизни в общем государстве оказалось невозможно растранжирить за несколько пятилеток. Но для того, чтобы начать лечить болезнь, нужно отбросить несколько опасных заблуждений.
Первое заблуждение – что агрессивные футбольные «фанаты» или какие-либо еще народные мстители способны нас от кого-то защитить или показать мигрантам их место. После 11 и 15 декабря объяснения, по-моему, излишни.
Второе заблуждение – что у проблемы межнациональной напряженности есть чисто техническое решение (закрытие границ, визовый режим или депортация «лишней рабочей силы»). Граница между Россией и Казахстаном – одна из самых длинных на планете Земля и оборудование ее потребует сотни миллиардов долларов. А ехать к нам, увы, будут до тех пор, пока не наметятся позитивные перемены в экономике бывших советских республик. Сегодня нужда заставляет срываться с насиженных мест даже консервативных узбеков, не говоря уже о мобильных таджиках и когда-то кочевых киргизах.
Конечно, миграцию надо стараться сделать выборочной и регулируемой, нужно стремиться к тому, чтобы приезжали как можно более образованные люди. Но надо понять один факт: нулевой или какой-то идеальной по качеству миграция не будет никогда. Хотим мы этого или не хотим, но мы будем в ответе за те народы, которые «приручили» когда-то Российская империя и Советский Союз. И надо стараться жить рядом с этими людьми, давая их детям образование, пригодное для жизни в нашем обществе. Лучшего никто не придумал. Многолетний опыт США, Франции, Великобритании показывает: большинство мигрантов во втором поколении становятся лояльными гражданами своей новой родины. Да, модель эта в западном мире дает в последние годы сбои – не в последнюю очередь из-за Интернета и спутникового телевидения, превращающих квартиру мигранта в маленький Пакистан или Алжир. Но другого решения для этой проблемы никто пока не придумал. К тому же у нас есть общее советское прошлое, которое куда больше соответствует идеалам равенства, чем британское или французское: русские общались со своими «туземцами» на равных, а не превращали их в слуг для белых «сахибов».
Унизительный статус кво
Есть, правда, еще одно решение. Жить так, как мы жили до вчерашнего дня. Скорее всего, этот вариант и будет выбран. Но тогда не будет гарантии, что этот день не повторится и мы не испытаем еще раз все тот же унизительный страх. У замечательного писателя-диссидента Юлия Даниэля есть такой рассказ – «Говорит Москва». Завязка рассказа в том, что по радио сообщают новый указ: 10 августа 1960 года объявляется Днем открытых убийств. «В этот день всем гражданам Советского Союза, достигшим шестнадцатилетнего возраста, предоставляется право свободного умерщвления любых других граждан, за исключением лиц, упомянутых в пункте первом примечаний к настоящему указу»,- информирует радио. И главный герой рассказа, ветеран войны, видит трусливую реакцию окружающих: большинство прячется по домам, а кто-то даже рад «эксперименту» государства по «передаче отдельных своих функций в руки народа». Можно разделаться с надоевшим мужем, можно убрать надоевшего конкурента на службе…
Даниэля за этот рассказ посадили. Но зато его герой-рассказчик остался человеком, не поддавшись всеобщей вакханалии страха и насилия. Вот как закачивает он свой рассказ: «Я иду и говорю себе: «Это — твой мир, твоя жизнь, и ты — клетка, частица ее. Ты не должен позволять запугать себя. Ты должен сам за себя отвечать, и этим — ты в ответе за других». Лучше не скажешь.