Влад Гринкевич, экономический обозреватель РИА Новости.
Экономическая конъюнктура, похоже, благоприятствует России: цены на нефть марки Brent на положительных новостях из Китая перешагнули отметку в $90 за баррель. Скорее всего, рост продолжится, и в будущем году баррель будет стоить $100 и выше. Для России это новость и хорошая, и не очень. С одной стороны, удорожание сырья увеличит бюджетные поступления и сократит бюджетный дефицит. С другой - благоприятная внешняя конъюнктура снизит стимулы к модернизации экономики.
Китайская палочка-выручалочка
Благодарить за подорожание барреля надо нашего восточного соседа – Китай. Позитивная статистика о состоянии экономики Поднебесной уже второй год помогает разогревать сырьевые и фондовые рынки. Да что уж там – практически все оптимистические прогнозы о будущем мировой экономики опять связаны с положительной динамикой Китая и, в меньшей степени, Индии.
Для российских властей дорожающая нефть – хорошая весть, поскольку «нефтянка» была и остается главным локомотивом отечественной экономики. По оценке генерального директора агентства RusEnergy Юрия Когтева, доля нефтяных доходов в бюджете страны составляет 44%, а «с учетом мультипликативного эффекта» превышает 55%. Правда, запасы нефти снижаются: в справочных материалах, распространенных к заседанию Совета безопасности 13 декабря, например, указывается, что российские запасы «черного золота» выработаны более чем на 50%.
Но как сильно должна подорожать нефть, чтобы государство могло разобраться с насущными проблемами, например, с взятыми на себя социальными обязательствами. Министр финансов Алексей Кудрин заявлял, что бюджет 2011 года может стать бездефицитным, если нефть будет стоить $109 за баррель, в последующие два года бюджетную дыру можно будет залатать при цене барреля в $105.
Что ж, на бездефицитный бюджет российским властям пока рассчитывать не стоит, но расквитаться с социальными обязательствами и финансировать реализацию больших проектов, подобных Олимпиаде-2014 или Чемпионату мира по футболу 2018 года, станет легче. Вот только пойдет ли это на пользу российской экономике?
«Я называю нефть экскрементами дьявола…»
Эти слова на пике нефтяного бума 70-х произнес один из отцов-основателей OPEC, министр топливной промышленности Венесуэлы Хуан Пабло Перес Альфонсо. Для его страны дорогая нефть обернулась не процветанием, а коррупцией, растлением госаппарата, консервацией технологической отсталости, развалом важных экономических и социальных сфер, и огромными долгами.
Нельзя сказать, что нашей стране дорогущая нефть «нулевых» принесла множество выгод. Конечно, государство смогло поправить дела в социальной сфере, кое-как поднять зарплаты бюджетникам, но доходы на душу населения в России так и остались одними из самых низких в Европе. Зато наша страна вышла в мировые лидеры по уровню коррупции и социальному расслоению среди населения. А, главное, «нефтяное процветание» позволило отложить экономические преобразования, разговоры о которых велись с начала 2000-х.
Новое «пришествие» дорогой нефти может снизить потребность экономики в модернизации.
Если бюджет справляется с обязательствами – значит, нет потребности в техническом перевооружении, развитии инфраструктуры, создании новых высокотехнологичных отраслей. И в этом случае государство заложит под экономику мину замедленного действия: неизвестно, как долго сырьевой сектор сможет играть роль главного движителя экономического развития.
И дело здесь не только в изменчивой мировой конъюнктуре. В самом ТЭКе накопилось слишком много проблем. Во-первых, уже упомянутое снижение запасов нефти, вернее, рентабельных запасов. Поэтому снижение налогового бремени для нефтяников, проведенное в 2009 году, - лишь попытка сохранить добычу нефти на современном уровне. Согласно исследованию, проведенному агентством RusEnergy, при сохранении действующей схемы налогообложения добыча «с месторождений, вошедших в периметр исследования» будет падать быстрыми темпами. Если по итогам 2010 года она составит 430 млн тонн (для сравнения: всего в России в 2009 году добыто 494 млн тонн), то к 2015-му этот показатель упадет до 293 млн тонн.
Не менее серьезная проблема – износ существующей инфраструктуры российского ТЭК. По оценке Росприроднадзора «к 2010 году возраст более 50% нефтепроводов превысит амортизационный срок эксплуатации», что может стать причиной аварийных разливов нефти и нефтепродуктов.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции