МОСКВА, 14 дек - РИА Новости, Алина Гайнуллина. Ведущий мировой техноблог TechCrunch, глобальная аудитория которого насчитывает более десяти миллионов пользователей, впервые провел конференцию по IT-стартапам в Москве. Мероприятие прошло в бывшем здании фабрики "Красный Октябрь", где на январь-февраль 2011 года запланирован запуск технопарка Digital October ("Цифровой Октябрь").
Конференция, проводимая в формате мини-интервью и дебатов, собрала более 700 участников. Открывал TechCrunch Moscow глава европейского офиса блога Майк Бутчер (Mike Butcher). Благодаря качественно организованной прямой видеотрансляции и английскому как официальному языку конференции, за ее событиями следили не только в России, но и в США, Великобритании, Германии и других странах, о чем свидетельствовали записи о мероприятии в Twitter-блогах.
Однако уровень владения российскими спикерами английским языком стал наиболее обсуждаемой темой среди журналистов в кулуарах форума и на Twitter. Не случайно модератор одной из секций Антон Носик открыл свое выступление ставшей уже крылатой фразой "Лет ми спик фром май харт ин инглиш". Другой темой было ожидаемое выступление на конференции основателя соцсети "ВКонтакте" Павла Дурова, однако петербургский разработчик на мероприятии так и не появился, что дало повод для шуток по поводу реальности его существования.
Господдержка стартапов "из тени"
Спикерами со стороны российских властей на конференции выступили министр связи и массовых коммуникаций РФ Игорь Щеголев, замминистра связи Илья Массух и помощник президента РФ Аркадий Дворкович.
Информатизация государственных учреждений, а также создание платформы государственных приложений "Госприклад", аналогичной по модели работы интернет-магазину Apple App Store, стала основной темой выступления Щеголева.
Министр также сказал, что организующиеся стартапы в России могут рассчитывать на государственную поддержку от госкорпорации "Роснано", Российской венчурной компании (РВК) и фонда при Минкомсвязи. Он поддержал идею необходимости создания единой среды разработчиков: "Ключевыми точками должны стать технопарки, с помощью которых будет создаваться инфраструктура поддержки новых предприятий". Однако от вопроса о степени бюрократизации этой системы предпочел уйти. Аркадий Дворкович же считает, что правительство должно работать над разработкой законодательной поддержки стартапов, создавать инфраструктуру, однако после "уйти в тень".
Совместную работу Минкомсвязи и МВД в сфере защиты от интернет-пиратства Щеголев назвал "мерами вчерашнего дня". На его взгляд, выходом из ситуации может стать лишь продажа контента пользователям по некой "разумной цене", а впоследствии люди сами оценят преимущества лицензионных продуктов. По мнению Дворковича, ситуация в интернете сейчас такова, что нужно научиться работать в условиях абсолютной прозрачности информации. Говоря о скандально известном портале WikiLeaks, он отметил, что бороться с подобными явлениями бесполезно. "WikiLeaks вводит новые правила игры", - сказал он.
Интернет-контент: новые или традиционные медиа?
Введение платы за контент и история с WikiLeaks стали катализаторами обсуждения перспектив традиционных СМИ и онлайн-медиа. В ходе дискуссии Демьян Кудрявцев ("Коммерсантъ"), Анатолий Карачинский (IBS) и Павел Черкашин (Microsoft) пришли к выводам, что несмотря на снижение интереса к бумажным изданиям за счет интернет-ресурсов, традиционные СМИ пока по-прежнему предоставляют "качественный контент" благодаря налаженной системе сбора первичного материала и квалифицированным журналистам. Однако новые медиа выигрывают за счет оперативности - система UGC (User-generated content - материалы, создаваемые пользователями) зачастую срабатывает быстрее редакционной.
Президент SUP Fabrik Аннелис ван ден Бельт (Annelies van den Belt) также отметила необходимость адаптации традиционных медиасистем и интеграции их с социальными ресурсами. Как сказала она РИА Новости, перспективными в Рунете будут медиапроекты, сочетающие интересный контент, сервисные возможности и черты социальных интернет-ресурсов. Кроме того, говорит она, специализированные проекты имеют больше шансов на выживание. В частности, в ближайшее время SUP намерен запустить как минимум три новых медиапроекта, которые, по словам ван ден Бельт, "вероятно, будут специализированными".
Однако Дирк Сауэр (Dirk Sauer) из Independent Media полагает, что новые СМИ - не угроза традиционным медиа. "Пример - WikiLeaks: огромный массив данных лежал в Сети, однако опубликовал его Guardian и другие газеты, чтобы качественно объяснить читателю, в чем его смысл", - говорит Сауэр.
Российские стартапы глазами инвесторов
Одной из центральных тем TechCrunch Moscow стало обсуждение специфики российского интернет-рынка, привлекательности отечественных технологических продуктов для инвесторов и возможности их вывода на глобальный уровень. Возможности инвестиций в Россию обсудили представители венчурных фондов Игорь Табер из Intel Capital, Игорь Агамирзян из РВК, Матиас Люнгман (Mattias Ljungman) из Atomico Ventures, Александр Галицкий из Almaz Capital Partners, Алан Каффи (Alain Caffi) из Managing Partners de Ventech Capital и другие.
Инвесторы сошлись во мнении о динамичности развития российского рынка инноваций, однако сравнение его с Кремниевой долиной сочли преждевременным. В России ощущается недостаток "умного капитала", который бы помогал стартапам не только на начальной стадии, но и в процессе выхода на рынок и поиска более крупных инвесторов. Однако, считают венчурные инвесторы, в России достаточное количество интересных и качественных стартапов, достойных вложения денег.
"Российский рынок стартапов находится на ранней стадии развития, однако он быстро растет и интересен для иностранных инвесторов", - заявил РИА Новости Люнгман. Главными преимуществами российского рынка он считает талантливых разработчиков, активную поддержку правительства и "сильный дух предпринимательства". Однако инфраструктура венчурных инвестиций в России пока развита слабо - часто инвесторам не хватает информации о российских проектах, говорит Люнгман. Необходима разработка законодательства как в сфере интеллектуальной собственности, так и в защите прав капиталистов - однако в этом плане Россия не сильно отличается от Европы, считает он. По мнению представителя венчурного фонда, интернет, безусловно, является наиболее перспективной стартап-средой для России, что обусловило успех таких компаний, как "Яндекс" и "Mail.Ru". Особо, подчеркивает он, перспективно развитие геоспецифических интернет-сервисов.
В свою очередь, представители стартапов-"репатриантов" Кирилл Махаринский (Ostrovok.ru) и Оскар Хартман (KupiVIP) отметили, что российская среда очень благоприятна, а опасения иностранных инвесторов по поводу России "иррациональны". В России много свободных ниш в сфере электронной коммерции и присутствует дух предпринимательства, в то время как Запад более прагматичен, считают они.
"Яндекс" и "Mail.Ru": стратегии успеха
Главы крупнейших компаний Рунета Аркадий Волож ("Яндекс") и Дмитрий Гришин (Mail.Ru Group) поделились с участниками историями успеха и планами развития своих предприятий. Холдинг Mail.Ru Group, недавно успешно вышедший на биржу, видит перспективу в интеграции почтового сервиса, социальной сети и службы мгновенных сообщений в единый коммуникационный центр, заявил Гришин. Кроме того, компания намерена развивать социальные игры, в которые, по его словам, играют около 30% пользователей социальных сетей.
В то же время "Яндекс", по словам Воложа, намерен выходить на международный рынок путем оптимизации англоязычного поиска, а также развивать географические сервисы - карты, геолокационные услуги, геоспецифические запросы.
Битва за выживание стартапов в России
Геоспецифичность сервиса обусловила успех проекта DarBerry (Groupon Russia), продающего через интернет купоны на скидки в российские рестораны, магазины, салоны красоты и т.д. По словам главы DarBerry Елены Масоловой, прибыльность сервиса в России составляет уже несколько сотен тысяч долларов. Таким образом, считает она, путь "клонирования" успешных западных стартапов не должен быть поводом для стеснения, это "естественный ход развития". По ее мнению, в России активнее развиваются сейчас проекты для бизнеса (B2B), чем для конечных потребителей (B2C), однако первые меньше освещаются в СМИ.
Традиционную для TechCrunch "Битву стартапов" выиграл проект для массовой аудитории - MixxMuse, аудиомикшер для iPad, разработанный компанией Pulsar Galaxy. Другие восемь проектов из шорт-листа соревнования были разработаны в перспективных сферах интерактивной рекламы, "облачных" технологий, анализа социальных ресурсов и совместной работы.
Победа приложения для iOS продолжила тенденцию успеха российских разработчиков, работающих с операционной системой Apple для мобильных устройств. Семен и Ефим Войновы из ZeptoLab, выступавшие в утренней секции TechCrunch наряду с представителями "Яндекса" и Минкомсвязи, рассказали про факторы успеха игры Сut the rope, созданной ими для iPhone. "Нужно правильно продвигать игру, и она должна нравиться максимальному количеству пользователей", - говорят они. По всей видимости, стратегия действительно успешная, поскольку за две недели Cut the rope вошла в топ-10 приложений магазина App Store, продано более 3,5 миллиона копий.
Очевидно, что все приведенные истории и "рецепты" успеха стартапов на российском рынке индивидуальны и не могут применяться универсально. Кроме того, как отмечали многие участники конференции, в России сфера венчурного инвестирования в электронные коммерческие предприятия действительно находится на раннем этапе развития по сравнению, например, с США. Однако, как показала практика, в России есть действительно интересные проекты, и нужно лишь обеспечить качественную инфраструктуру для их развития.