Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.
Визит Владимира Путина, побывавшего 13 декабря 2010 года на "Севмаше" - одном из главных судостроительных объединений России, совпал с крупным пополнением морских стратегических ядерных сил России. В предшествующие несколько дней завод спустил на воду два ракетных подводных крейсера стратегического назначения (РПКСН) - капитально отремонтированный К-407 "Новомосковск" и новопостроенный К-550 "Александр Невский".
"Новомосковск" относится к проекту 667БДРМ, "Александр Невский" - к проекту 955. Именно субмарины этих двух типов будут составлять основу морских стратегических ядерных сил в обозримом будущем.
"Александр Невский": продолжение княжеской серии
"Александр Невский" стал вторым ракетоносцем своего проекта, который построен на "Севмаше". Первый - "Юрий Долгорукий" - строился в течение 11 лет, с 1996 по 2007 год, и сейчас проходит завершающий этап испытаний. "Александр Невский" строился 6 лет, с 2004 года. В настоящее время идет строительство "Владимира Мономаха", заложенного в 2006 году - эта лодка должна быть передана флоту в 2012, и "Святителя Николая". Работы на четвертой лодке начались в 2009 году, и должны занять пять лет.
Эта тенденция - сокращение сроков строительства ракетоносцев - стала возможной благодаря возобновлению ритмичного финансирования гособоронзаказа и налаживанию производственной кооперации. Задачу максимального сокращения сроков строительства поставил и Владимир Путин. В идеале строительство РПКСН должно занимать 4-5 лет, и эти сроки, судя по всему, будут достигнуты.
Главной проблемой "Долгорукого", "Невского" и их собратьев-ракетоносцев является ракета - испытания "Булавы" идут трудно и пока что не завершены. Очередной пуск "Булавы" должен состояться в ближайшие недели с борта "Юрия Долгорукого". Если он завершится удачей, то это будет третий успешный пуск подряд, что позволит говорить о решении основных проблем с производством данного типа ракет.
Всего в ближайшие 10 лет должно быть построено 8 РПКСН проекта 955, причем, начиная с четвертого корпуса, ракетоносцы должны строиться по усовершенствованному проекту 955У. По имеющейся информации, лодки данного типа будут нести по 20 ракет вместо 16 на первых субмаринах проекта.
"Новомосковск": испытанная надежность
В отличие от новейших субмарин проекта 955, модернизируемые лодки проекта 667БДРМ испытаны и освоены флотом уже давно - строительство их шло во второй половине 1980-х годов, и они стали последним этапом развития многочисленного семейства "667". Сейчас 4 из 6 лодок этого типа перевооружены на ракету "Синева" - усовершенствованный вариант испытанной ракеты Р-29РМ. Еще две лодки должны быть переоснащены "Синевой" в ближайшие 3-4 года.
"Синева" обладает значительно большей дальностью полета, чем базовая ракета Р-29РМ (свыше 11000 километров против 8300), большей точностью, а также имеет более развитый комплекс средств прорыва ПРО. В штатном варианте ракета оснащается четырьмя боевыми блоками мощностью по 100 килотонн. Кроме того, возможно оснащение этих ракет принципиально новыми ядерными боевыми блоками сверхмалого калибра (до нескольких десятков тонн в тротиловом эквиваленте), что позволит использовать их для точечного поражения особо важных целей.
Лодки проекта 667БДРМ с новыми ракетами смогут оставаться в строю в течение еще 15-20 лет, что определяет их статус как основы морских стратегических ядерных сил, наряду с новыми субмаринами проекта 955, на ближайшую перспективу.
Подлодки как основа ядерного потенциала
Исходя из сказанного выше, нетрудно подсчитать, что к концу 2010-х годов ВМФ России будет располагать 14 ракетоносцами проектов 955 и 667БДРМ. Они будут нести 244 баллистические ракеты и примерно 1000 боевых зарядов, что составит примерно половину общего стратегического ядерного арсенала России по числу носителей, и 2/3 по числу ядерных зарядов. Такая пропорция означает, что впервые в истории подводный флот станет основой российских стратегических ядерных сил. Это накладывает серьезную ответственность на остальные силы флота, которые должны обеспечивать боевую службу ракетоносцев и прикрывать их от возможных атак.
Еще большая ответственность ложится на систему обеспечения ВМФ - для того чтобы "стратеги" могли эффективно выполнять задачи, они должны регулярно выходить в море и проводить там большую часть времени. Такую интенсивность можно обеспечивать только за счет масштабных вложений в инфраструктуру - от учебных центров до ремонтных заводов, что позволит поддерживать лодки в постоянной готовности.
Известно, что база для новейших РПКСН уже сооружается на Камчатке - в Вилючинске, где базируются атомные субмарины Тихоокеанского флота. Вложения в инфраструктуру могут оказаться в итоге не дешевле самих ракетоносцев (стоимость "Долгорукого" и "Невского" составляет около 25-30 миллиардов рублей за единицу), но за счет более интенсивного использования лодок эти затраты окупятся многократно.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции