Рейтинг@Mail.ru
Коган: институты повышения квалификации оторваны от школьной практики - РИА Новости, 14.12.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Коган: институты повышения квалификации оторваны от школьной практики

Читать ria.ru в
Дзен
Несовершенство системы повышения квалификации учителей – одна из наиболее острых проблем российского школьного образования. О проблеме и ситуации рассказывает в интервью РИА Новости научный руководитель Приволжского филиала Федерального института развития образования (ФИРО) Ефим Коган.

Несовершенство системы повышения квалификации учителей – одна из наиболее острых проблем российского школьного образования. Послание к Федеральному собранию президента России особо фиксирует связанные с этим вопросы: необходимость совершенствования учительского корпуса, создание учителям возможности для стажировки в лучших школах и повышения квалификация в ведущих вузах страны. О проблеме и ситуации рассказывает в интервью РИА Новости научный руководитель Приволжского филиала Федерального института развития образования (ФИРО) Ефим Коган.

- Ефим Яковлевич, российскую систему повышения квалификации педагогов принято критиковать. Есть ли в ней все же какие-то "плюсы"?

- Государственные гарантии регулярности цикла повышения квалификации: раз в 5 лет. И в большинстве регионов – это норма.

Однако с ростом темпов старения знаний и технологий эти сроки следует пересматривать.

- А недостатки системы?..

- В известном смысле – формальность. Структура перестала решать свою главную задачу – подготовку персонала отрасли к новым вызовам времени. В какой-то мере это связано с потерей учредителем управления всей системой.

Поддерживается монопольное положение институтов повышения квалификации (ИПК) работников образования. Они сами ставят себе задачи, разрабатывают программы исходя из своих представлений о состоянии дел, оценивают результаты работы – и оторваны от школьной практики.

Образовательным технологиям обучать нужно в деле, а не в лекционной аудитории.

В повышении квалификации учителей большое место должно занимать моделирование ситуаций, возможных в классе. Хороший урок образованию здесь может преподать медицина, где система повышения квалификации связана с освоением реальной практики.

- Как можно изменить ситуацию?

- Прежде всего, в системе повышения квалификации учителей необходимо увидеть не ритуал, а способ подготовки кадров к решению новых проблем по изменению содержания обучения и его организации, освоению новых образовательных технологий и ресурсов, повышению качества обучения. Это требует приобретения определенных профессиональных компетенций со стороны  ИПК. Только после этого можно разрабатывать программы освоения этих компетенций всеми учителями.

Такая система позволит создать большое разнообразие программ, возможность выбора и разумную конкуренцию.

- Вы долгие годы руководители системой образования Самарской области и пытались внедрить нечто подобное…

- Мы лишили монопольных позиций региональный ИПК, введя систему образовательных чеков – это персонифицированная гарантия повышения квалификации (ПК) в определенном объеме часов раз в 5 лет. Полная программа ПК, поддержанная ваучером, состоит из трех разделов.

Региональный раздел связан с изучением федеральных и региональных государственных стратегий в образовании. Этот раздел регламентируется региональным органом управления образования.

Муниципальный и школьный разделы предполагают подготовку к решению задач местного значения: допустим, "провалов" в освоении отдельных тем по различным предметам.

И раздел на выбор учителя.

Каждый раздел может быть освоен педагогом в выбранной им самим организации с учетом условий, имиджа и прочего. Режим освоения программы тоже определяется самим работником. Эта система продолжает действовать в Самарской области и по сей день.

- В инициативе "Наша новая школа" предложено внедрить вариативность в систему повышения квалификации учителей. Какие вы видите здесь "подводные камни"?

- Вариативность не должна распространяться на цели, задачи и планируемые результаты повышения квалификации. Этот уровень задает государство, несущее конституционную ответственность за качество образования, а значит – и за дополнительные профессиональные компетенции и формы контроля. Оно же финансирует получение образовательного результата.

А вот включить рыночные механизмы (конкуренцию как решающую силу в борьбе за потребителя услуг) – это и есть способ организации обсуждаемого вариатива.

Основной трудностью будет управление финансами. Очень сложно создать систему в условиях казначейского исполнения бюджета, когда средства будут идти за учителем. Возможно, переход школ в статус автономных учреждений будет способствовать получению необходимых свобод. Возможно, готовящийся закон "Об образовании" не только позволит, но и потребует создания эффективной системы.

Несколько лет назад Приволжский филиал ФИРО и Московская высшая школа социальных и экономических наук совместно разрабатывали модели организации и управления системой повышения квалификации работников образования. Пока разработки не устарели, можно к ним обратиться.

Материал подготовила Екатерина Рылько (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости

 

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала