Рейтинг@Mail.ru
Вопросы крови - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Вопросы крови

© Фото : Андрей ПугачМитинг фанатов на Манежной площади в Москве.
Митинг фанатов на Манежной площади в Москве.
Читать ria.ru в
Дзен
«В стране и в Москве - все под контролем. Со всеми, кто гадил, - разберемся», - отреагировала власть на субботнее побоище на Манежной. Нет. Не все под контролем. Не разберетесь со всеми. Потому что то, что происходило на Манежной, - это во многом следствие.

Светлана Бабаева, специально для РИА Новости.

«В стране и в Москве - все под контролем. Со всеми, кто гадил, - разберемся», - отреагировала власть на субботнее побоище на Манежной.
Нет. Не все под контролем. Не разберетесь со всеми. Потому что то, что происходило на Манежной, - это во многом следствие. Причина, а точнее, комплекс причин – совсем в другом.

1. В том, что с летних пожаров в московском воздухе вместе с гарью неумолимо разлилась злоба.

Гарь с дождями и морозами ушла. Злоба осталась. Она – на жизнь в целом. На несправедливость, на затюканность, на то, что себя не защитить от силы. На тех, кто с мигалками, которые плюют на остальных.

Почему с мигалкой ездит бывший владелец рынка? У него какие основания иметь спецсигнал? Почему все средней руки партийные функционеры ездят на спецмашинах с водителями? Они чем лучше тысяч людей, часами подыхающих в пробках? Почему пенсионеры корячатся по колено в снежном месиве, залезая в троллейбусы, а черные иномарки лучших сортов припаркованы удобно у входов?

Общество все больше и больше распадается на тех, кто «право имеет» и на тех, кто вынужден принимать жизнь такой, какой она предстает, не имея возможностей оградиться от хамства, безумных цен, неработающих институтов, заносчивости сильных. Именно невозможность ответить, восстановить справедливость, почувствовать себя равным и порождает у людей злобу. Нет правил для всех, есть правила для одних, и «все можно» для других.

2. В том, что федеральная власть демонстрирует неспособность решить очевидные проблемы, которые именно в ее компетенции. Можно как угодно относиться к либералам 1990-х, но никто не станет отрицать, что такого количества «мигалок» и машин, ездящих без правил, в те годы в Москве не было. Обладающие силой боялись столь вопиюще ее демонстрировать.

Сегодня – не боятся. Потому что знают, что им ничего за это не будет. Поэтому представитель какого-нибудь субъекта федерации, вместо того, чтобы вести работу с диаспорой и гасить националистические проявления и их причины, сам рассекает по Москве уверенным кортежем из черных лимузинов. Он спокоен, до него не доберутся ни «Манежные», ни «Триумфальные». А до несчастных дворников, которые первые и попадут под замес, потому что у них нет охраны, ему нет дела. Он решает свои «вопросы», судьба таджиков, с утра до ночи вылизывающих Москву, его не интересует.

3. Причина в том, что федеральная власть, сосредоточившись на замене столичного мэра и реформе МВД, вновь забыла, что дело не в именах и названиях, а в подходах. Почему – и это отчетливо видно на съемках – омоновцы на Манежной топчутся по двое, практически без спецсредств, когда на них идет клин из десяти человек с арматурой? Почему, когда всей Москве известно заранее, чего ждать, от кого, где и когда, генералы от МВД не обеспечивают собственные подразделения необходимыми средствами, навыками и полномочиями? Почему выставляют сотни людей против десятка старушек, не ставя под сомнение политические указания начальников, и при этом не думают о здоровье и жизнях своих сотрудников в реально кровавых столкновениях?

Не надо говорить о качестве правоохранительных органов, если эти ребята не имеют ни страховок, ни нормальных зарплат, ни достойных пенсий. Видимо, их начальников, рапортующих о реформе, все эти аспекты профессионального достоинства подчиненных мало волнуют, сохранить бы собственные посты...

4. Причина в том, что многие торговые палатки продолжали работать. И даже сами участники марша, люди, отнюдь не пацифистски настроенные, недоумевали: почему в палатках продавались стеклянные бутылки, которые одним ударом превращаются в смертоносную «розочку»? Почему владельцы палаток, равно как городские и муниципальные власти не предвидели этого?

В городах Европы, где идут протесты антиглобалистов, на дни маршей закрывают стекла магазинов и учреждений оргалитом. Не только потому, что их могут разбить. Но и потому, что кусок стекла в руках дикаря становится хуже пистолета. В Москве этого не предусмотрел никто. Что говорит сразу и об ответственности владельцев бизнеса (плевать, что могут пострадать люди, зато можно извлечь прибыль на повышенных продажах), и о способности разного уровня властей предвидеть ситуацию и думать о безопасности граждан. Всех граждан, и тех, кто стоит в милицейской форме в кордоне, и тех, кто надвигается на них, и тех, кто по несчастью выбрал именно этот день погулять с детьми у Кремля.

Нет дела до людей? Тогда не нужно каждый день повторять про заботу о людях! Люди чувствуют неискренность, незнание реальной ситуации, равнодушие. И это тоже порождает гнев, который вспыхивает от самого легковоспламеняющегося источника – националистического.


5. Она в том, что даже в разгар марша, избитые, окровавленные брюнеты долгие несколько минут топтались у машины то ли милиции, то ли «Скорой помощи», но не находились в ней. Почему?

Почему три омоновца, отстраняли руки разъяренной толпы, тянущейся добить ненавистных южан, но не сажали пострадавших в машину и не увозили их подальше от места события? Наоборот, будто кто-то вынудил их подержать пострадавших рядом, словно напоказ. Кто-нибудь в Москве занимается разработкой и внедрением практик оказания первой помощи, понижения ярости толпы, поведением медиков и милиционеров в критические минуты? Или все системы предупреждения, здравоохранения, правопорядка, восстановления справедливости и т.д. находятся уже в таком состоянии, что не могут реагировать на сигналы в острые для общества моменты?

6. Причина в том, что именно в эти дни те, кто хорошо умеет планировать селигерские слеты и вылазки идущих на посольства, должны были в срочном порядке вывести перед толпой тех, кого эта толпа сочтет авторитетом, к чьим призывам прислушается и стихнет.

Именно на это стоило бы направить силы политического планирования, возможно, вывести к тысячам нового мэра, известного певца, футболиста, в общем, того, кого толпа воспримет. А не заставлять отдуваться лишь начальника ГУВД.

Власть заявляет о своей силе и способности прислушиваться к сигналам общества. Те, кто призван улавливать эти сигналы, и должны были выработать тактику и оповестить своих начальников. В том числе, о том, что пора, видимо, вновь осваивать навыки работы с площадью.

7. Причина в том, что никаких явных, мощных, убедительных для людей заявлений в субботу так и не прозвучало. Такое впечатление, что все были парализованы зрелищем и лишь днем позже обрели способность говорить. Что также свидетельствует о неготовности встретиться с массовыми проявлениями гнева и неспособности предвидеть подобное развитие событий. А это означает, что о том, каково истинное состояние общества, сколь высока степень его раздражения, усталости и злобы, власти не знают.

Будет ли произошедшее в субботу и в воскресенье иметь последствия для всей страны? Будет, несомненно. Был дан сигнал: проблемами общества необходимо заниматься и срочно. Их много, они накапливаются и не разрешаются. Они создают все большее напряжение, грозящее выплеснуться пугающими последствиями.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала