Рейтинг@Mail.ru
Мобильный отряд бабушек-активисток против пензенских самогонщиков - РИА Новости, 13.12.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Мобильный отряд бабушек-активисток против пензенских самогонщиков

Читать ria.ru в
Дзен
Раз в месяц автобус специального назначения нарезает круги по Октябрьскому району города Пензы. Внутри автобуса - участники рейда по выявлению самогонщиков в районе. Маршрут автобуса, который накануне тщательно разрабатывается, держится в строжайшем секрете.

Автор: Елена Косова

Раз в месяц автобус специального назначения нарезает круги по Октябрьскому району города Пензы. Внутри автобуса участники рейда по выявлению самогонщиков в районе. Чтобы не было утечки информации, маршрут автобуса, который накануне тщательно разрабатывается, держится в строжайшем секрете. О нем знают далеко не все вышедшие в рейд. Возле какого именно дома остановится автобус, доподлинно известно лишь участковым милиционерам и активисткам Совета бабушек.

"В бой роковой мы вступили с… шинками"

Члены Совета бабушек, дружинники, председатели домовых уличных комитетов и представители райсовета общественности Октябрьского района Пензы вместе – мобильный отряд борьбы с незаконным самогоноварением на подконтрольной территории.

Они контролируют точки продаж, которые здесь называют шинками, и не дают спокойно жить шинкарям – тем, кто гонит самогон на продажу. Потому что гнать его – по закону – можно только для себя.

Пол-литра самогона стоит 50 рублей – это дешевле водки почти в два раза. Потому самогонка в городе в лидерах продаж, а шинкари в условиях финансового кризиса – "благодетели".

Под шинки приспосабливают даже бани. В них самогоном торгуют в граненых стаканах – как семечками. Стаканами он еще дешевле - 25 рублей. В банях устанавливают телефон: для страждущих хозяева всегда на проводе.

К шинкарям народная тропа не зарастает. Вернее не зарастала до тех пор, пока за дело не взялся Совет бабушек района, дружественный райсовету общественности.

Объединить их с дружинниками, председателями домкомов и выступить единым фронтом – идея Светланы Тимофеевны Вильшонковой - старейшего сотрудника администрации Октябрьского района. Она хорошо помнит, как все начиналось.

"Мы решили, нужно объединяться, привлекать милицию и бороться. Это было четыре года назад. Тогда же пришла в голову идея и с передвижным агитавтобусом: "Искореним шинки в городе Пензе!" Рейды мы проводим только совместно с участковыми. Когда начинали, проводили два раза в неделю, теперь раз в месяц", – сказала главный специалист по профилактике правонарушений Октябрьского района г. Пензы Светлана Вильшонкова.

Человек с рупором

Самый главный человек в агитавтобусе - человек с рупором Валентина Хмелевская. На ней вся идейная нагрузка мероприятия. Пока автобус колесит по городу, Валентина Васильевна читает обращение Совета общественности к жителям района.

Начинается оно так: "Граждане, надвигается алкогольная катастрофа!"

О масштабах надвигающейся катастрофы Валентина Васильевна вещает как о конце Света, чеканит каждое слово, потому и зовут ее Левитаном. Пропустить мимо ушей – невозможно.

Частный сектор

Пока горожане слушают обращение райсовета общественности, "на земле", это профессиональный термин сотрудников милиции, работают участковые. Светлана Тимофеевна Вильшонкова связывается с ними по рации.

Есть наводка – начинается работа. Те, кто в авангарде – участковые, стучат в дверь, общественность прикрывает тылы - встает в пикет и выражает недовольство по поводу того, что творится в этом доме. Тем самым усиливает воспитательный момент.

Частный сектор Октябрьского района - улица Байкова, дом №3. Владелица дома Нина Петровна Винокурова. С виду обычная, вполне себе приличная пенсионерка 73 лет. Про себя говорит, что "за плечами  40 лет  заводского  стажа – наладчицей на станке работала, а самогон гнать жизнь заставила".

"Объясняю же вам, дочь болеет, внучка болеет, правнук болеет. От внучки муж ушел, на правнука ни копейки не дает, - обращается к участникам рейда с нотками безысходности в голосе пенсионерка Винокурова. – Правнуку пальтишко к зиме надо бы выправить, да что говорить, на молоко даже нет. Ну, а пенсии, вестимо дело, не хватает".

Две недели назад на бабушку-самогонщицу уже составляли протокол. Тогда у Нины Петровны камер наружного наблюдения еще не было, она обозревала окрестности в бинокль. А теперь на ее деревянном убитом домике целых две "наружки". Как пенсионерка приход участковых проглядела – загадка.

Наверное, Нина Петровна в тот момент пятилитровую пластиковую бутыль с самогоном в сенцах припрятывала. Но не то чтобы тщательно – милиционеры быстро обнаружили бабушкин натурпродукт, слегка прикрытый домотканым половиком.

Еще в сенях отчетливо угадывается запах дрожжей. Так и есть, на кухне, на газовой плите, алюминиевая фляга с брагой, из которой через перегонный аппарат по капле в трехлитровую банку стекает характерная жидкость. Рядом лежит спиртометр.

Когда дело доходит до протокола, жалостливый тон хозяйки сменяется на хамоватый. "В рот, - говорит Нина Петровна, - никому не лью".

Аргумент, конечно, железобетонный, но все же оштрафовали гражданку Винокурову на четыре тысячи. Это, между прочим, если добавить две тысячи рублей, размер пенсии Нины Петровны, которой ей так не хватает.

Гражданин болезный

Пенсионер Василий Ламсков шел к пенсионерке же Нине Винокуровой. Шел он к ней вдоль забора, придерживаясь за штакетник, мелкими перебежками, регулярно приседая на минуты три. Видно – тяжело гражданину. Интересуемся – отчего же?

"Я к Петровне лечиться шел, да не дотянул, понял - облава. Вы тут со своим автобусом. А мне плохо – спасу нет",  - говорит едва стоящий на ногах, обутый в домашние тапочки Василий Ламсков.

А тут и жена гражданина, заприметив супруга, к нам подошла: в обеих  руках авоськи, на лице тревога.

"Я же его на ключ всего полчаса назад закрыла, сама в магазин пошла. Ну как выбрался? Ключ запасной, видать, нашел и выскочил, - сетует на мужа  Мария Ламская. – Устала я, каждый день на опохмел требует. Приспособился самогонку у шинкарей брать, так уж с белой горячкой увозили. Закрыть их всех надо и точка".

"Статистика - злейший враг оптимизма"

А автобус едет по Пензе дальше. Иногда тормозит возле людных площадей, тогда все участники рейда во главе с Валентиной Васильевной (Левитаном) встают в пикет и привлекают внимание общественности.

Валентина Хмелевская продолжает: "Главным козырем шинкарей является низкая стоимость горячительного напитка. Чтобы ее добиться самогонщики не брезгуют ничем: в ход идут тормозные жидкости, метиловый спирт, автомобильные незамерзайки. Итог такой экономии неутешителен: за 10 месяцев этого года от отравления некачественным алкоголем в области умерло 410 человек, 308 из которых - трудоспособного  возраста. Это целое село, это большой многоэтажный дом!!!"

Домик на окраине

А в маленьком домике на окраине Пензы живет семья Синеоких. Пока еще живет.

Уже на пороге с ног валит запах даже не спиртного, а чего-то гниющего. Такое впечатление, что в доме не прибирались уже лет пять.

Хозяева Валерий Николаевич и Тамара Николаевна Синеокие гостей не встречают – пребывают в полупьяной дреме. Кажется, что подняться не смогут даже по приговору народного суда.

Покачиваясь, все же встает с кровати их младший сын Вячеслав Валерьевич 32 лет. Старшего Виктора 36 лет они похоронили четыре месяца назад. Цирроз печени. Одеяло, из-под которого только что выбрался Вячеслав, продолжает шевелиться.

Показывается голова симпатичной девушки. Правда, выглядит она очень уставшей, помятой, под левым глазом синяк.

"Да я со своим парнем Ибрагимом на днях поругалась, вот он и ударил меня. Я к Славке по старой дружбе. Бухнули вчера, заснула у него тут", - рассказывает Елена Непалова.

Елене 27 лет, сама неместная – приехала из деревни на заработки месяца три назад. В деревне у родителей у нее подрастает девятилетний сын. Мама ему пока денег не шлет. Работу не нашла, но зато уже обросла новыми друзьями.

"Она беременная, не от меня, конечно, хотя, кто его знает. С Ибрагимом поругалась, ко мне пришла. Не выгонять же ее на улицу. Напились мы вчера в хлам. Плохо мне сегодня. Самогонку у шинкарей брали. Бодяжат они ее с техническим спиртом, чтобы с ног сбивала", - говорит Вячеслав Синеокий.

На ногах ему действительно стоять сложно.

"Сюда мы вместе с милицией заглянули, потому что рейды наши носят и профилактический характер. Вячеслав недавно вернулся из тюрьмы, а квартира Синеоких на учете, как притон рассматривается. Сами видите, что здесь творится, - говорит заместитель главы администрации Октябрьского района г. Пензы Зинаида Белоусова. – Ну, а то, что самогонка сейчас плохая, и клиенты шинкарей об этом сами говорят, это не открытие. Сами подумайте, сахар и дрожжи сегодня дорогие. А шинкарям лишь бы выгоду свою урвать".

Покинув нехорошую квартиру, передвижной отряд борьбы с самогонщиками выдвинулся дальше. В этот рейд они вместе с милицией посетят еще несколько точек, где изготавливают самогонку на продажу. Участковые составят еще три протокола.

Подпольные мини-заводы по изготовлению самогонки

"Когда четыре года назад мы вместе с райсоветом общественности только начинали в рейды на агитавтобусе выходить, в квартирах подпольные мини-заводы по изготовлению самогона были, - рассказывает начальник отдела участковых отдела милиции №3 УВД по г.Пензе Владислав Листков. – У одного гражданина 40 фляг с брагой вынесли и 60 литров самогонки. Он на четырех газовых плитах день и ночь самогон гнал".

Владислав Листков говорит, что взять гражданина с поличным было сложно.

Он жил на шестом этаже, и на каждом у него осведомитель имелся. Кто в окно первым участковых примечал, тут же сообщал "бизнесмену". Но составили однажды и на этого гражданина протокол – отбыл год в колонии поселения. Теперь таксистом работает.

Конспирация – главное оружие самогонщиков. Они тщательно шифруются, и своих клиентов к тому же приучают. В ходу специальные аудиосигналы – определенное количество звонков в дверь и даже визуальные наводки. Некоторые рисуют возле своих дверей белочку. Она символизирует белую горячку.

По словам Владислава Листкова, клиенты у шинкарей проверенные и продают они самогон только тем, которые никогда не признаются, у кого его покупали. А одна бабушка-самогонщица клиентам клички присваивала и только по кличкам с ними "работала". Были у нее Лягушонок, Бегемотик и Седой.

"В основном наше оружие, согласно действующему законодательству, - это штраф. Хранит у себя гражданин самогон с целью сбыта - в первый раз выложит 1,5 тысячи рублей, во второй уже 4 тысячи. За сам сбыт в первый раз 2,5 тысячи заплатит, за повторный в течение одного года 5 тысяч", - поясняет начальник отдела участковых отдела милиции №3 УВД по г. Пензе Владислав Листков.

Он добавляет, выплачивают штраф шинкари легко. Приходит бабушка – трижды оштрафованная, у которой пенсия в 5 тысяч, и спокойно 12 тысяч выкладывает.

"По поводу присадок, которые сейчас все чаще шинкари в самогонку добавляют, хочу сказать, что мы, когда приходим к хозяину в гости, берем приготовленное зелье на экспертизу. В лаборатории его исследуют на наличие денатурирующих добавок. Если там есть какие-то токсичные примеси, вредные для здоровья человека, то это уже статья 238 УК РФ. По ней до двух лет свободы можно лишиться", - говорит Владислав Листков.

Из статьи 238 УК РФ:
Производство, хранение или перевозка в целях сбыта либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, а равно неправомерные выдача или использование официального документа, удостоверяющего соответствие указанных товаров, работ или услуг требованиям безопасности, наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

"Наглых шинкарей в нашем районе осталось 25"

Глава администрации Октябрьского района Александр Козлов в тот день, когда корреспондент РИА Новости принимал участие в рейде по борьбе с самогонщиками, проводил несколько важных совещаний. Обычно он тоже в команде.

"Еще четыре года назад у нас в районе были 225 действующих шинков. Теперь остались только наглые шинкари и 25 точек продаж, - рассказывает Александр Козлов. - Сейчас хорошо налажено поступление информации от граждан о тех, кто гонит самогонку. При участковых пунктах милиции специальные ящики имеются. Вот туда люди адреса шинкарей и скидывают”.

Раньше подобную информацию члены районного Совета общественности получали, когда устраивали уличные агитсуды над пьянством. Есть в администрации Октябрьского района и такая форма работы. На больших улицах выставлялись урны, куда жители района сбрасывали адреса самогонщиков.

Когда глава Октябрьского района заканчивал давать корреспонденту РИА Новости интервью, по соседней улице проезжал агитавтобус.

Из него отчетливо доносилось: "Ну, что господа шинкари, вы еще гоните самогон? Тогда мы идем к вам!"

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала