Если судить по объективным показателям, то сильнейшим танцевальным тренером мира на данный момент является Игорь Шпильбанд, в тандеме с Мариной Зуевой подготовивший канадцев Тессу Вирчу/Скотта Мойра и американцев Мэрил Дэвис/Чарли Уайта - соответственно золотых и серебряных призеров Олимпиады-2010 и чемпионата мира этого же года. С нынешнего сезона у звездных наставников в Детройте тренируется и российская пара – Яна Хохлова/Федор Андреев. Корреспондент РИА Новости Андрей Симоненко встретился с Игорем Шпильбандом на Финале Гран-при в Пекине, где Дэвис и Уайт одержали уверенную победу, и попытался выведать кое-какие секреты успеха его тренерской работы.
- Игорь, в новый олимпийский цикл вы и Марина Зуева, наставники двух сильнейших пар мира – Тессы Вирчу/Скотта Мойра и Мэрил Дэвис/Чарли Уайта – входите безусловными лидерами. Ощущаете в связи с этим некую ответственность? Ведь программы ваших учеников теперь должны все время соответствовать взятому уровню, а удержаться на вершине, как известно, намного сложнее, чем туда забраться...
- Безусловно, ощущаем. Прошлогодний сезон действительно получился для нас очень успешным, мы к этому долго шли и много работали. Но с началом нового олимпийского цикла конкуренцию нашим парам соперники будут оказывать все более острую. Есть много очень талантливых тренеров и талантливых спортсменов, которые по мере приближения новой Олимпиады будут прогрессировать. Конечно, мы все это осознаем, поэтому и не почиваем на лаврах, а трудимся по мере сил.
- Звучит скромно, если учесть, что у ваших учеников что ни постановка – то шедевр. Кстати, всегда хотелось узнать – а как они, шедевры, рождаются? Вот, например, победный олимпийский произвольный танец Тессы и Скотта на музыку Малера – это же очень нетривиальный выбор. Или индийский оригинальный танец Мэрил и Чарли, который выглядел необычно на фоне "Калинок" и кантри...
- Вообще в каждом случае по-разному. Какой-то определенной схемы нет. Вдохновение, наверное... Малер – это была идея Марины. Она берегла эту музыку несколько лет для олимпийского сезона. С индийской программой получилось так – мы специально хотели попробовать выбрать необычный народный танец. Нашли несколько интересных индийских мелодий. Мэрил и Чарли попробовали под них подвигаться – получилось очень любопытно. И в процессе работы чем больше мы узнавали об индийском танце, тем больше нам это все нравилось. Пригласили специалиста из Индии, женщину-танцоршу. Чтобы все было, так сказать, аутентично. Она добавила в ритмику, в движения спортсменов важные нюансы...
- К слову, о нюансах. Вы для создания точных образов не ограничились, допустим, просто индийскими фильмами, а воспользовались услугами танцорши из Индии. А вот Оксана Домнина и Максим Шабалин поставили со своими тренерами некий танец аборигенов, которым, как потом выяснилось, не имеет к аборигенам никакого отношения – ни музыкой, ни движениями...
- В танце врать нельзя, и это очень важно. Это понимала и сама женщина, которая работала с моими фигуристами. Она знала, что своей работой откроет многим людям глаза на индийский танец. Что она выступает своеобразным проводником индийской культуры для многомиллионной аудитории Олимпийских игр. Наверное, во многом благодаря тому, что она так серьезно подошла к поставленной нами задаче, у нас и получился такой результат.
- Иногда складывается ощущение, что "проходных" программ у вас не бывает вовсе. Вот, к примеру, юниорский Финал Гран-при. Российские дуэты заняли первые четыре места, а одно из самых ярких впечатлений – произвольный танец вашей юниорской пары Шарлотт Лихтмэн/Дин Копели на музыку из фильма "Битлджюс", с первых же секунд которого начинаешь смеяться...
- Ну, тут характер музыки и характер фильма нам помог. Мы пытались сделать гротескный номер, а партнер здесь изображает комедийного актера Майкла Китона, игравшего роль Битлджюса. В принципе, тоже хотели пойти необычным путем, сделать ученикам что-нибудь не такое, как у всех. Судя по вашей реакции, получилось (смеется).
- Как известно, учителя бывают не только у спортсменов, но и у их наставников. Кого вы можете назвать своими учителями?
- В первую очередь, это мой тренер Людмила Пахомова, которая дала мне очень много в плане понимания спорта, отношения к спорту, вложила в меня столько энергии и тепла, что это чувствуется до сих пор. Я могу и много других людей назвать, которые на меня очень сильно повлияли. Безусловно, это и Татьяна Тарасова, и пара Джейн Торвилл - Кристофер Дин, с которой я несколько лет провел в туре. Я постоянно видел их выступления, видел, как они работают, отдаются на 100 процентов любимому делу. Кроме того, безмерно уважаю Кристофера Дина как гениального постановщика. Всех этих людей я могу назвать своими учителями.
- К кому-то из работающих вокруг вас сейчас коллег присматриваетесь или прислушиваетесь?
- Безусловно. На каждых соревнованиях каждый тренер вносит что-то новое своими программами. Это все замечают, все обсуждают – и в результате новинками пользуются. Так наш спорт, собственно, и развивается. Нельзя сказать, что у нас что-то делает только один человек. Я могу назвать сотни фамилий талантливых тренеров, в работе которых можно к чему-то присмотреться.
- Уникальность вашей тренерской группы я лично вижу в том числе и в том, что все ваши спортсмены излучают потрясающую доброжелательность. Как в отношениях друг с другом, так и с незнакомыми им людьми, знаю множество тому примеров. В чем здесь секрет?
- Секретов здесь нет, а причина, думаю, в том, что ученики чувствуют, что я и Марина полностью отдаем все, что мы можем отдать каждому из них. Никого при этом из группы не выделяя. И они это чувствуют. Поэтому никакой ревности друг к другу ни у кого нет. Даже наших ведущих танцоров, Тессу со Скоттом и Мэрил с Чарли, мы не обосабливаем от других.
- А из-за чего же тогда ушли в группу Натальи Линичук и Геннадия Карпоносова серебряные призеры Олимпиады-2006 Танит Белбин и Бенджамин Агосто?
- Не думаю, что из-за ревности. Они никогда не говорили, что у них была обида на нас. Да и причин для обиды у них не было, потому что мы с Мариной уделяли им не меньше внимания, чем остальным. Мне кажется, им непросто было чувствовать, что Тесса со Скоттом и Мэрил с Чарли растут и наступают им на пятки. Тяжело видеть, что более молодые спортсмены многие вещи делают лучше их. Вот Танит с Беном и решили попробовать что-то другое, найти какой-то выход для себя. Вообще же, когда я даже работаю с юниорскими, допустим, парами, я делаю для них все то же самое, что и для олимпийских чемпионов и чемпионов мира. Вот спортсмены это и чувствуют. Но, конечно, очень многое здесь зависит и от характера самих фигуристов. Должен сказать, что мне с учениками вообще очень повезло. Чарли и Скотт – прекрасные ребята, они дружат. К тому же Чарли вообще обладает потрясающим чувством юмора. Он практически никогда не унывает, всегда находится в хорошем настроении.
- По-моему, вы тоже никогда не унываете. Помню, как Чарли в одной программе в ходе московского этапа Гран-при несколько лет тому назад три раза упал – и вашу реакцию на большом экране...
- Ну реакция моя была на самом деле не очень хорошей. Что-то я такое там произнес (смеется).
- Игорь, в прошлые годы в ответ на замечания о том, что у вас в группе нет российских пар, вы говорили: мы открыты для предложений. Теперь такая пара у вас есть – это Яна Хохлова и Федор Андреев. Только что они выступили на турнире в Хорватии, где заняли пятое место, уступив в том числе мало кому известным дуэтам из Италии и Грузии...
- Ну вы не забывайте, что это был, во-первых, дебют Хохловой и Андреева, а для Федора вообще первые в жизни соревнования в танцах на льду. Говоря же о перспективах ребят, я должен отметить, что у них колоссальный потенциал. Пожалуй, ни одной другой пары с таким потенциалом назвать не могу. Они оба прекрасно владеют коньком и являются отличными спортсменами. Главное же, что их выделяет из других – это умение выразить музыку и отношения. На них, иначе говоря, интересно смотреть. Это живые люди на льду. Уверен, когда вы Яну и Федора увидите вживую, то согласитесь с этим, и я надеюсь, они смогут донести до вас свои эмоции. На данный период для них это главная задача. Мы отлично осознаем, что за такое короткое время крайне трудно сделать пару, способную выступать на высочайшем уровне. Им не хватает пока скатанности, а в Загребе их подвели еще и технические погрешности. Они допустили несколько ошибок, и это, стоит признать, было ожидаемо.
- Чья вообще была идея бывшего одиночника Федора переквалифицировать в танцы на льду, да еще и поставить в пару с танцоршей – чемпионкой Европы и медалисткой чемпионата мира?
- Идея была самой Яны. Партнера в России она найти себе не могла и выбрала Федю. Когда она к нам приехала, то мы после первого же их совместного проката почувствовали – вот оно, это самое ощущение, которое по-английски называется chemistry. То есть так называемая "химия" в их отношениях на льду. Это один из важнейших факторов в танцах – когда спортсмены катаются с душой, и ты чувствуешь каждый их шаг. Конечно, им еще нужно много времени, чтобы окончательно скататься, но я снова подчеркну – потенциал у них колоссальный.
- О количестве времени говорить пока рано?
- Думаю, в следующем году люди увидят, на что они способны.
- Как у вас с Мариной хватает времени на то, чтобы заниматься со столькими классными и, я бы сказал, самобытными парами? Круглосуточно что ли работаете?
- Нет, не круглосуточно, но очень много, конечно. У нас две ледовые площадки, и одну из них мы используем в течение всего дня. Марина начинает работу в шесть утра, я - в семь, и в зависимости от интенсивности сезона иногда заканчиваем в шесть вечера. Процесс идет практически без остановки. На льду у нас постоянно по пять-шесть дуэтов – вот так мы и работаем.