МОСКВА, 13 дек - РИА Новости. Фонд поддержки кино, приступивший к работе в марте 2010 года, сможет полностью оценить итоги своей деятельности не раньше осени 2011 года, сообщил журналистам в понедельник глава организации Сергей Толстиков.
До создания Фонда государственное финансирование кинематографа полностью велось через Минкультуры, однако система была признана неэффективной и вызвала нарекания даже у Счетной палаты. В итоге Фонд получил на год от государства 2,8 миллиарда рублей, на которые должен был поддержать восьмерых лидеров кинопроизводства, а также выплатить бонусы отечественным картинам, собравшим более 1 миллиона зрителей, и частично профинансировать работу над социально-значимыми проектами.
"Промежуточная оценка может быть дана осенью 2011 года. Большинство релизов картин, профинансированных фондом, состоится в 2011 году, и тогда у нас будет достаточная статистическая база, чтобы сделать выводы", - сказал Толстиков.
Один из первых фильмов, созданных при поддержке фонда, выходит в прокат 16 декабря - это новогодний альманах "Елки", выпущенный студией Тимура Бекмамбетова "Базелевс". Остальные находятся в стадии производства. На 2012 год запланирован выпуск девяти из профинансированных картин. При этом, уточнил Толстиков, все средства, которые фонду были выделены, как на поддержку работы мейджоров, так и на социально-значимые картины, которых к концу года набралось 17 штук, потрачено 686 миллионов рублей.
Директор Фонда особо подчеркнул, что эти средства, в отличие от денег, перечисляемых министерством культуры, не облагаются 20-процентным налогом, для чего пришлось принять специальную поправку в налоговый кодекс.
В оценке работы студий, по словам Толстикова, Фонд будет руководствоваться одним главным критерием - эффективностью, а именно, тем, "сколько один рубль, потраченный на их продукцию, привел зрителей. Если кто-то будет серьезно выпадать, мы поставим вопрос о ротации". При этом за зрителей отечественным картинам придется выдержать сложную конкуренцию с Голливудом.
"Есть фактор того, что вера в российскую картину упала, причем упала еще до введения новой модели. А основной прирост доходов обеспечили американские картины, приход 3D. Но кинопроизводство - не выпуск тракторов, здесь нет постоянного спроса и линейной динамики", - отметил Толстиков. В качестве примера, доказывающего этот тезис, он привел Францию, где в 2008 году французское кино смотрели больше, чем голливудское, а в 2010 году - уже меньше.
"Кино - сложный механизм, там не все поддается рационализации, но одна из главных наших задач - убрать некачественный продукт, трэш. И эта задача удалась", - отметил директор Фонда.
В числе решенных задач он назвал также создание механизма контроля над расходованием выделенных Фондом средств. Компании-мейджоры, получившие средства на свои проекты, обязаны ежемесячно предоставлять в Фонд подробную отчетность, и если возникнут нарекания, деньги придется полностью вернуть. Если же все пойдет по плану, от студии-производителя потребуется вернуть лишь 5% от всех доходов (включая продажу прав на телепоказы, но исключая косвенные доходы вроде средств, полученных в результате product placement), с учетом доли, вложенной Фондом.
В следующем году предстоит формализовать критерии отбора студий-производителей. Методика отбора лидеров производства, со списком которых, по словам Толстикова, согласно большинство участников рынка, тем не менее, вызвала нарекания у ФАС. Служба упрекнула Фонд поддержки кино в субъективизме и предложила привлечь к распределению государственных субсидий Общественную палату.
Фонд кино также планирует включить в перечень поддерживаемых проектов полнометражные анимационные фильмы, ориентированные на массового зрителя, и масштабные документальные картины. Фестивальная анимация при этом по-прежнему останется в ведении Минкультуры.
"Это формат, который обеспечит зрительский интерес, и попечительский совет уже принял такое решение. Все в целом согласны, но нужно постановление правительства, так как есть ряд моментов, связанных с законом о кино", - объяснил Толстиков.
Появится у Фонда и новое направление - международное. По словам его директора, "любая копродукция - это позитивный фактор. Можно получить рынок на той стороне, повысить профессионализм, консолидировать участие на международных кинорынках". Фонд уже имеет договоренность с итальянской государственной компанией Сinecitta' Luce, возможно, в будущем появятся и другие соглашения о международном сотрудничестве.
Кроме того, Фонд собирается решать одну из главных проблем отечественной киноотрасли - проблему нехватки качественных сценариев. Для этого 15 отобранных по конкурсу молодых сценаристов отправятся учиться в Голливуд.
Что же касается отечественного кинорынка, то тут, по словам Толстикова, задача Фонда - "помогать лучшим в профессии".