Ольга Соболевская, обозреватель РИА Новости.
В студенческие годы Николай Рыбников любил разыгрывать приятелей. Возьмет микрофон, заберется в шкаф и голосом Юрия Левитана сообщает "правительственные" указы. Слушатели верили. Как-то шутник объявил о снижении цен на вино и водку - и чуть не получил 25 лет строгого режима за "антисоветскую пропаганду". К счастью, следователь не стал заводить дело, Рыбникова отпустили. Но из ВГИКа чуть не исключили. Спасли педагоги, взявшие его на поруки. А спустя несколько лет молодой артист уже был любимцем миллионов советских зрителей. 13 декабря Рыбникову исполнилось бы 80 лет.
Смотрите фотоленту РИА Новости "Герой ушедшей эпохи Николай Рыбников" >>
В 1995 году вышел фильм "Какая чудная игра" Петра Тодоровского об огнеопасных розыгрышах Рыбникова. Правда, режиссер придумал свой финал истории - шутников расстреляли. В жизни же Рыбников и его приятели после временного заключения посерьезнели и стали учиться с удвоенным старанием.
Был и еще один эпизод в биографии актера, вполне достойный киновоплощения. Когда популярные советские кинематографические пары (Бондарчук и Скобцева, Тихонов и Мордюкова, Рыбников и Ларионова) были на встрече с Хрущевым в подмосковном Архангельском, Рыбников рискнул перебить разоблачителя культа личности. Тот, как водится, воспитывал, призывал, изобличал. В разгар речи Хрущева Рыбников попросил его "лучше рассказать про Кубу" - и получил гневную отповедь: "Газеты надо читать". Проштрафившихся актеров почти сразу отправили домой. К счастью, никаких последствий дерзости Рыбникова не было. Министр культуры Фурцева лично позвонила ему домой и успокоила: мол, все в порядке, Хрущев не сердится.
Еще в пору учебы во Всесоюзном институте кинематографии Рыбников играл Жюльена Сореля ("Красное и черное" Стендаля), Дон Гуана из пушкинских "Маленьких трагедий", Хлестакова, Макара Нагульнова из "Поднятой целины" Шолохова, Бенкендорфа, Петра I. Ему по плечу были Шиллер и Шекспир, считали педагоги Рыбникова, мэтры Сергей Герасимов и Тамара Макарова. Но Рыбникову в кино доставались, как правило, роли рабочих, бригадиров. Правда, его герои всегда были личностями - обаятельными, волевыми, темпераментными и принципиальными.
Самые известные персонажи Николая Рыбникова - сталевар Саша Савченко из "Весны на Заречной улице" (режиссеры Миронер и Хуциев, 1956 год), монтажник Николай Пасечник ("Высота" Александра Зархи 1957 года) и лесоруб Илья Ковригин из «Девчат» Юрия Чулюкина 1961 г.
До "Весны на Заречной улице" Рыбников, закончивший ВГИК в 1953 году, уже успел сняться в двух фильмах, и его работы хвалили. И все же всенародной славы не было. Она пришла вместе с ролью Саши Савченко.
И вроде бы не было во внешности Рыбникова ничего исключительного, не было звездного лоска, и все же зрительницы считали его неотразимым и моментально влюблялись в него. Сила и цельность характера (а они очевидны и в других ролях, - Федора в "Чужой родне" Швейцера (1955), Денисова в "Войне и мире" Бондарчука (1968)), в сочетании с душевной теплотой и юмором покоряла сердца.
Социальный посыл фильмов на производственные темы очевиден, однако все эти ленты были бы мертворожденными, если б не мастерство актеров. И Рыбников не просто одухотворял эти фильмы, делая их человечными, но и приносил этим картинам безумную популярность. Марлен Хуциев писал об актере: "Он способен думать о роли все время и каждый день приносить новые решения".
Потом актеру приходили мешки писем с просьбой рассказать, где и как он учился на монтажника или сталевара. И вся страна пела песни героев Рыбникова - о "заводской проходной" и о монтажниках-высотниках.
"Девушка без адреса" Эльдара Рязанова собрала 36,5 млн зрителей, заняв по итогам 1958 года второе место в советском кинопрокате. Но критики не считали картину удачной, равно как и работу в ней Николая Рыбникова. Да и Рязанов быстро охладел к картине. Ожидая новых предложений от режиссеров, Рыбников работал в Театре киноактера. А потом чуть было не пропустил свою звездную роль - в "Девчатах". Он попросту счел сценарий слабоватым. Если бы не Михаил Ромм, который похвалил замысел Юрия Чулюкина, Рыбников вряд ли сыграл бы одну из своих ярчайших ролей - Ильи Ковригина.
Во второй половине 1950-х— в начале 1960-х работа отнимала у Рыбникова почти все время. Жена актера, красавица Алла Ларионова - знаменитая чеховская "Анна на шее" и Оливия из шекспировской "Двенадцатой ночи" - даже вспоминала, что их дочери в раннем детстве плохо помнили лицо отца. Однажды, увидев портрет Брежнева, девочки предположили, что на фотографии их папа.
Однако вскоре Рыбникову стали предлагать все меньше интересных и достойных его таланта ролей. С 1961 по 1970 год актер снялся в девяти картинах. Но сегодня их мало кто помнит. В одной из лент он сыграл летчика-испытателя, в другой - хоккеиста. Кстати, актер очень любил хоккей и часто вставал на лед. Одним из его близких друзей был прославленный хоккеист Всеволод Бобров. Еще одним увлечением Рыбникова были шахматы - он даже пытался играть партии с чемпионом мира Борисом Спасским.
Кино, по сути, мало востребовало талант Рыбникова. Такое часто случалось в советском киноискусстве. В последние 20 лет своей жизни Рыбников играл второстепенные роли. Актера уже перестали узнавать на улице, а режиссеры, приглашая его сниматься, иногда относились к Рыбникову пренебрежительно.
В 1990 году актера не стало. Критики снова заговорили о нем с теплотой, режиссеры жалели, что мало его снимали. А партнерша по фильму "Девчата" Надежда Румянцева говорила о нем: "Он был потрясающим профессионалом". Редко о каком современном актере можно сказать подобное.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции