Несмотря на то, что в 2010-м Министерство финансов впервые за всю историю Московского метро лишило его строительство госфинансирования, работы в рамках комплексной программы по реконструкции станций и вестибюлей метрополитена не прекращались, а некоторые были завершены досрочно.
"Белорусская"
10 декабря открылся для пассажиров московского метро один из самых оживленных переходов – между кольцевой и радиальной ветками станции "Белорусская". Работы по реконструкции велись более полугода: заменены эскалаторы, обновлен вестибюль перехода и отреставрирован памятник белорусским партизанам.
"Октябрьская"
Со 2 января по 15 ноября проводилась реконструкция станции "Октябрьская".
Теперь станция стала совершенно новой - были заменены эскалаторы и система вентиляции, а также старые кабели, сантехника, а вместо электрики была поставлена электроника.
По словам начальника столичной подземки Дмитрия Гаева, "самое сложное в этой работе было найти чертежи, чтобы восстановить станцию в ее первоначальном виде, восстановить с точки зрения дизайна полов и окон, интерьеров".
"Марьина роща" и "Достоевская"
9 июня на открытие новых станций "Марьина Роща" и "Достоевская" прибыл сам мэр Москвы Юрий Лужков. Власти города планировали открыть эти две станции еще в 2009 году, но из-за кризиса срок завершения работ перенесли на весну текущего года. Хотели приурочить открытие станций ко дню 75-летия столичной подземки – 15 мая, но работы затянулись.
Станция метро "Достоевская" оформлена фресками с изображением сцен из таких произведений Достоевского как "Преступление и наказание", "Бесы", "Братья Карамазовы" и "Идиот". При этом, несмотря на многочисленные выступления общественности, на стенах осталась фреска, изображающая сцену убийства Раскольниковым старухи-процентщицы.
Станция "Марьина роща" оформлена красочной мозаикой, а ее эскалаторная система впервые была создана с применением тоннелепроходческого механизированного комплекса "Виктория", предназначенного для сооружения наклонных ходов.
"Маяковская"
24 апреля завершилась комплексная реконструкция станции "Маяковская", которая длилась пять лет. В честь этого знаменательного события ночью на станции прошел торжественный концерт оркестра "Гнесинские виртуозы", который исполнил произведения всемирно известных композиторов.
Реконструкция проводилась в два этапа, сначала был реконструирован южный вестибюль, была проведена реконструкция платформенного участка и боковых тоннелей станции. На завершающем этапе создана новая дренажная система, которая должна решить проблему протечек.
Также были заменены мраморные плиты пола, отремонтированы оригинальные люстры над путями и бра в куполах, отреставрированы уникальные мозаики, восстановлены светильники для подсветки мозаичных панно.
"Площадь Революции"
Восточный вестибюль станции "Площадь Революции" Арбатско-Покровской линии, которой ежедневно пользуются порядка 32,5 тысячи пассажиров, открылся 29 марта, ранее намеченного срока. Реконструкция шла с декабря 2008 года и должна была закончиться лишь во втором полугодии 2010 года. Но к радости жителей столицы работы удалось завершить раньше.
В ходе реконструкции вестибюля были использованы новые материалы, появились новая комната милиции и автоматизированные места кассиров, были обновлены инженерные системы и системы пожарной безопасности.
По словам директора управления реконструкции "Метроинжреконструкция" Александра Мосолова, главной задачей во время реконструкции было сохранение прежнего облика вестибюля: "Мы постарались сделать так, чтобы это соответствовало тому облику, который был на момент открытия вестибюля".
На стенах вестибюля по-прежнему выложены строчки из гимна Советского Союза, изображение серпа и молота и даты - 1917 и 1947 год.
Новые эскалаторы и пути
Помимо открытия новых станций и реконструкции старых, проводились и краткосрочные работы. Капитальному ремонту подверглись эскалаторы на станциях: "Курская" Арбатско-Покровской линии, "Кузьминки", "Смоленская" Арбатско-Покровской линии, "Бауманская" и в переходе на станции "Таганская" между радиальной и Кольцевой линиями.
С 22 по 24 октября на "Планерной" специалисты обновили пути. За 55 часов, имевшихся в распоряжении работников, специалисты заменили 52 шпалы и около 30 кубометров щебеночного основания пути.
Сегодня, 11 декабря, участок "синей" ветки метро от "Курской" до "Парка Победы" закрыт в обе стороны из-за проведения ремонтных работ. Устаревшую систему автоблокировки и электрической централизации меняют на систему автоматической локомотивной сигнализации с автоматическим регулированием скорости.
Любые работы в метро всегда причиняют неудобство пассажирам, но все они направлены на повышение безопасности и комфорта в будущем. А "будущее" уже протестировано и готово к внедрению.
Грядущее будущее
При открытии станции "Марьина роща" прошло испытание первого вагона метро нового поколения. Вагон оснащен системой кондиционирования, отопления, системой видеонаблюдения, обеспечивающего возможность передачи изображения в ситуационный центр метрополитена, а также визуальной системой информирования пассажиров.
Также в конструкции новых метровагонов впервые применена система обеззараживания воздуха, покрытие полос и стен выполнено из трудногорючих материалов.
И уже в январе будущего года можно будет оплатить проезд в метро с помощью телефона. Для этого достаточно поменять свою сим-карту на новую.
Юбилей Московского метро – праздник для всех
Отдельно стоит отметить целый ряд мероприятий, приуроченных к 75-летию Московского метрополитена.
Каждый месяц запускались в продажу билеты с оригинальным дизайном ограниченного количества, которые посвящены основным значимым событиям в истории метро.
15 мая, в день рождения метро и вовсе преобразилось. Поезд "Акварель" с новой экспозицией шедевров художников-акварелистов из коллекции Русского музея курсировал по Арбатско-Покровской линии, в день 75-летия московского метро пассажиры могли услышать песни тех лет, когда он только зарождался, а также стихи о "виновнике торжества".
В ночь на 16 мая на станции "Кропоткинская" в рамках акции "Ночь в музее" прошел ночной концерт. Произведения композиторов Дмитрия Шостаковича и Сергея Рахманинова, а также композиция Summertime Джорджа Гершвина и гимн метро на музыку Никиты Богословского прозвучали под белыми сводами станции "Кропоткинская". На путях станции в это время стояли два новых метропоезда - ретро-состав, воссозданный спецально к юбилею метрополитена по образу вагонов 1934 года, и вышеупомянутый поезд "Акварель". Двери составов были открыты, так что все желающие могли осмотреть вагоны.
Помимо прочего, в метро появились мемориальные доски, рассказывающие пассажирам об истории станций московской подземки.
На станции "Выставочная" работала фотовыставка "Париж-Москва", посвященная прошлому и настоящему подземки французской столицы.
В ноябре запущен "Поезд поэзии", в котором вниманию пассажиров представлены стихи, повлиявшие на мировое искусство. Первая подборка стихов посвящена пяти выдающимся поэтам республики Чили, которая отметила в этом году двухсотлетие своей независимости.
У Московского метрополитена на будущее большие планы. Обновление парка составов, строительство новых станций, а также тематические проекты.