Ольга Галахова, театральный критик, главный редактор газеты «Дом актера», специально для РИА Новости.
Бурная театральная жизнь Нью-Йорка перед Рождеством набирает еще большие обороты. В эти дни на Бродвее чувствуется всеобщее американское ожидание Рождества. В знаменитом зале Radio City Music Hall на шесть тысяч мест идет фантастическое рождественское шоу, в котором принимает участие знаменитая танцевальная группа The Rocketts. 36 танцовщиц танцуют степ, выдают знаменитый канкан, прошедший американскую обработку еще в тридцатые годы. Именно тогда возник этот мюзик-холл, ставший не только знаменитым на весь мир, но и визитной карточкой американского искусства, спортивного и динамичного. Редкий фильм об Америке обходится без кадров с канканирующими красотками этого мюзик-холла.
На Бродвее Аль Пачино играет Шейлока в шекспировском «Венецианском купце» - билеты проданы. Перед зданием Avery Fisher Hall анонсируются гастроли оркестра Владимира Спивакова - билеты проданы.
В Метрополитен-опера совсем недавно – в конце ноября - состоялась премьера «Дон Карлоса» Верди (дирижер Янник Незет-Сегюн, режиссер Николос Хитнер). Россия не оказалась в стороне от Нового света, который активно собирает мировую артистическую элиту в Нью-Йорке. В этот спектакль были приглашены две русские певицы: Марина Поплавская (сопрано), которая исполнила заглавную партию Елизаветы Валуа, и Анна Смирнова (меццо-сопрано), исполнившая партию Принцессы Эболи.
Марина Поплавская, начинавшая оперную карьеру в Москве, сейчас востребована лучшими оперными театрами. Один из самых престижных нью-йоркских журналов The New Yorker отдал восемь полос под материал о ней. Директор Метрополитен-опера Питер Гелб говорит, что появление этой певицы экстраординарно. У нее, считает он, «есть то, чего нет у других певцов, не только практика, она - природный феномен».
Ее Елизавета, дочь короля Генриха II, в американской постановке - не пассивная жертва. В первом же выходе мы видим именно дочь короля, будущую королеву. Ее пластику отличает не столько царственность, сколько сила воли, способность если не управлять своими страстями, то сдерживать их. В порывистых движениях ощутим напор, она привыкла быть центром пространства. Трепет и властная поступь сочетаются в этой Елизавете. Она кажется более цельной, более сильной, нежели ее жених Дон Карлос. Впрочем, и в спектакле этот герой уходит на второй план.
Подлинно драматическим персонажем становится не Карлос, а его отец, король. Сцена спора короля Филиппа II (Феруччио Фурланетто) с Великим Инквизитором (Ерик Хальфарсон) - поразительный по психологической силе и глубине поединок. В душе короля борются самые противоречивые чувства, заставляющие вспомнить Бориса Годунова с его внутренними терзаниями. Он любит сына, но не понимает, когда случился разлад, он осознает свое глубокое одиночество, он знает, что нелюбим. Великий инквизитор, ослепший, но не потерявший хватки, является не как друг, а как политический соратник, желающий усилить свою власть. Король мгновенно чувствует угрозу и яростно возражает инквизитору. Итог «дружеской встречи» - окончательное тотальное одиночество Филиппа.
Во всех дуэтных сценах Елизаветы и Дона Карлоса ведущей силой становится именно она. Кажется, что Карлос затеял заговор и восстание исключительно из мужской мести отцу. Шиллеровские мысли о свободе, которые были столь важны для самого Верди, в спектакле пригашены, уменьшены в масштабе.
Елизавета Марины Поплавской - героиня скорее классицизма, чем романтизма. Борьба чувства и долга - самая выраженная тема в спектакле. Она королева Испании, и это ко многому обязывает. И даже в сцене свидания с Доном Карлосом, где актеры падают в объятиях, царская осанка Елизаветы, если и поколеблена, то не уничтожена. В этой романтической королеве силен долг, переступить через который она не сможет никогда.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции