Дмитрий Виноградов
ЛЮДИНОВО (Калужская область), 10 дек — РИА Новости. Благотворительный фонд "Мурландия" начал традиционную новогоднюю акцию "Три желания" — активисты фонда узнают в отдаленных детдомах мечты воспитанников о подарках и по мере сил пытаются их воплотить.
За месяц "мурзики" собираются навестить 10-15 интернатов и осчастливить примерно тысячу детей. Для этого им нужен всего один миллион рублей.
Мечта Наташи
У красивой 17-летней девочки Наташи, доброй и в очках, есть мечта. Вернее, целых две. Она мечтает поступить в какой-нибудь хороший университет. Но сейчас Наташе больше всего нужна обычная дорожная сумка, с которой она в будущем году сможет поехать в Тарусу учиться на повара. Надо будет взять с собой необходимый минимум вещей (а кроме этого минимума у нее ничего и нет) и любимую игрушку – дурацкого разноцветного страуса. А сумки, куда все это можно было бы положить, нет, и взять ее неоткуда.
В Бетлицкой школе-интернате для детей-сирот восьмого вида (Калужская область), где живет Наташа, такие нестандартные подарки обычно не дарят. На родственников тоже надежды лет – много лет назад Наташиного отца убили, мать начала пить и ее лишили родительских прав. Родная старшая сестра Наташи несколько лет назад почему-то перестала с ней общаться. Почему – Наташа не знает. Вместо ответа на бестактный вопрос в глазах у девушки появляются слезы.
В общем, вся надежда на "мурзиков".
Так сотрудников фонда "Мурландия" называют друзья, пресса и они сами. Уже 12 лет фонд и его руководитель Герман Пятов помогают детским домам.
"Мурзики" на джипе
Субботним утром в семь часов "мурзики" собираются на заправке – первой за МКАДом по Киевскому шоссе. Холодно, хочется спать, и вообще, кажется, выходному можно придумать лучшее применение, чем помощь далеким чужим сиротам. "Мурзики" пьют кофе и с тоской смотрят на снег, заметающий трассу, по которой им предстоит проехать 400 километров в одну сторону и 400 – обратно.
Подъезжает огромный черный джип с бородатым пузатым мужиком Вячеславом, похожим на одноименного певца Добрынина, за рулем. Он владелец крупной транспортной компании и один из спонсоров "мурзиков". Ближе к Новому году его грузовик будет развозить подарки детям-сиротам.
"Мурзики" — бизнесмен Владислав, сценаристка Ольга, директор фонда Герман и его бухгалтер Ксения – прыгают в джип и едут в Калужскую область. Здесь, в глухих местах на границе с Брянской и Орловской областями, находятся три приюта для "детей восьмого вида" — проще говоря, умственно отсталых.
Строгий "Мурзик"
Эта акция уже стала традиционной. Сначала "мурзики" раздают детям бланки писем. Дети должны их заполнить (малышам помогают воспитатели) и отправить Герману. "Мурзики" скидываются и покупают подарки.
По опыту прошлых лет "мурзики" знают, что один подарок в среднем обходится в тысячу рублей. Посетить они хотят 10-15 домов, то есть примерно тысячу детей. Это на полтора месяца работы – три недели развозить бланки "писем счастья", потом столько же – подарки.
"Главная задача – чтобы дети не воспринимали это как должное, как халяву, — говорит лидер "мурзиков" Герман Пятов. – А ведь, по большому счету, мы им ничего не должны, это государственные дети и должно им государство".
По мнению Пятова, многие детдомовцы "развращены" дармовщиной, а к реальной жизни при этом совершенно не приспособлены – и, попадая за пределы детдома, оказываются предоставлены сами себе. "В этой акции, как и во всех остальных, заставляем их немного поработать, — поясняет главный "мурзик", – Бланк нашего письма – это приглашение к диалогу".
Дети должны постараться, рассказать о себе, чем увлекаются и что любят. "Ведь и Дед Мороз дарит подарки только тем, кто хорошо себя вел, а потом прочитал стишок", — поясняет Герман.
По письму отношение ребенка сразу видно. Если письмо искреннее, то как такому не помочь? Одному парню, с детства пропадавшему на автосервисе, "мурзики" подогнали битую "Таврию" — и детдомовец сумел ее сам отремонтировать. Другому, играющему в шахматы на уровне КМС, подарили ноутбук, хотя и "бэушный". Еще одна девочка очень хотела хомячка, и "мурзики" провернули целую операцию, как доставить его по холоду, чтобы он не простыл. Еще за одну маленькую девочку ее воспитательница написала письмо (обычно "мурзики" это не приветствуют) с просьбой помочь с операцией по устранению порока сердца.
"Помогли? – спрашиваю Германа. – И сколько это стоило?".
"А нисколько! Люди, которые собирают деньги на операции больным детям, – зачастую мошенники. Ведь есть бесплатные квоты, и кому еще по ним делать операции, как ни сиротам? Другое дело, что попасть в эту квоту – целая история. Мы-то и взяли ее на себя".
А вот некоторые дети, говорит Пятов, особенно постарше, относятся цинично. "Это и по письмам видно – пишут таким тоном что, мол, "да пошли вы все". Пишут свои имя и фамилию, "мне надо то-то и то-то. И все".
Таким "халявщикам" "мурзики" дарят какую-нибудь символическую мелочь. Главный "мурзик" вообще очень строг. Как отец.
Санки, кукла, пузыри
В первом детдоме нас, кажется, так и встречают. "А, вы те самые спонсоры? – спрашивает юркий рыжий мальчик Денис. О приезде "мурзиков" тут все уже знают. – Это вам подарки можно заказывать? А когда вы их привезете?".
От расспросов его отвлекает только проходящая мимо младшая группа. "Надень шапку, м…дак!", — кидается Денис на приятеля, вырывает шапку из его рук и начинает силой напяливать ее мальчишке на голову. Воспитательница отгоняет Дениса.
В актовом зале собралось все население детдома – коротко стриженые юноши, малыши с непропорционально большими лбами и отвисшими челюстями.
Самый бойкий – мальчик Коля, которого, как он сказал, "в будущем будут звать Николай Николаевич". Энергия из него так и хлещет, может быть, поэтому он сейчас ходит на костылях. Пока остальные крепко задумываются о подарках, он выпаливает: "А мне бинокль! И зенитовскую форму! А еще омоновские перчатки, бандану и очки – и можно это как одно желание будет, можно?".
Девочка Наташа десяти лет, наоборот, говорит очень медленно, и Герман пытается ее приободрить, как настоящий конферансье. "Я хочу санки", — по слогам говорит Наташа. "Санки. Это раз. А еще что? – Куклу! – Отличное желание. Сколько тебе лет? – Десять. — Еще что хочешь? – Пузыри", — признается девочка и улыбается так, как будто пузыри уже подарили. "Санки, кукла, пузыри!", — подытоживает "мурзик" и просит вписать это в письмо – а воспитатели, если что, помогут.
Герман объясняет, как заполнять бланк. "И отправить его нужно кому?". "Деду морозу!", — кричит из глубины зала кто-то бойкий. "Вообще-то мне, — поправляет Герман. – А я выберу, какое желание исполнить".
Эти дети до сих пор верят в Деда Мороза. 12-летний мальчик Дима так и говорит: "Да, по-правде есть, я видал. Он здесь был", – и показывает на родной актовый зал.
Дед Мороз так поразил Диму, что тот запомнил его во всех подробностях – его бороду, шубу, посох, тесемку на голове.
Сейчас Дима мечтает о наборе черепашек-ниндзя, "машинке на пульте" и "наборе солдат с оружием". Других игрушек у Димы пока нет – только скучные тетрадки и ручки.
Так что вся надежда на Деда Мороза. Ну, или на "мурзиков", если окажется, что Деда Мороза все-таки нет.
Все желающие организационно или финансово участвовать в акциях фонда "Мурландия" могут связаться с ними через сайт murzik.ru. Там же можно узнать о готовящихся акциях и месте и времени собраний "мурзиков".