Хотя официально у 2010-го года есть еще три недели, с ним все, в общем-то, ясно, и можно начинать потихоньку подводить итоги. В этом году культурные процессы совпали с общегосударственными, главный из которых сейчас у всех на языке: модернизация. А поскольку все поняли этот тренд интуитивно, модернизация в культуре отличилась многообразием форм: от пермской идеи культуры как локомотива экономики, до михалковского "однопроцентного налога". Впрочем, самый внятный и устойчивый тип культурной модернизации нужно искать в другом месте: в науке и технологиях.
Тут, правда, тоже не все просто. Рост производства ридеров и Ipad практически за один этот год сделал электронные книги глобальным явлением. Но тут же напомнили о себе вечные проблемы авторских прав. Развитие Интернета сильно ударило по телевидению, катастрофическое положение которого перестали отрицать даже большие телевизионные боссы. Повсеместное распространение 3D-формата в кино показало, что одних технологий недостаточно для того, чтобы плохой фильм стал хорошим. Особенно очевидно это стало с провалом первого российского 3D фильма "Темный мир". Другими словами, очевидная мысль, что технологии несут не только прогресс, дошла до культуртрегеров и оставила их в некоторой растерянности.
Вот пример из другой области. На проходящем сейчас в Петербурге "фестивале удивительных технологий и искусства" Yota Space действительно показывают разнокалиберное высокотехнологичное искусство. Выглядит это как парад занятных и даже захватывающих аттракционов, дальнейшая судьба которых пока туманна. Нет ясности в первую очередь в том, признает ли арт-сообщество их в качестве полноценного искусства или будет брезгливо отворачиваться: мол, оставьте ваши фокусы для рекламных презентаций. В любом случае, в универмаге "Фрунзенский", где проходит фестиваль, сейчас происходит что-то, явно импортированное из будущего - как его изображали в фантастическом кино лет двадцать назад. В жизни оно еще не наступило, так что посмотреть на него небезынтересно.
Скорое будущее очень хочет быть интерактивным: любое устройство на Yota Space лезет вон из корпуса, чтобы подружиться с человеком, обратить на себя внимание, развлечь, удивить. Застрять можно уже на входе у терминалов с программкой, нарисованной в виде множества больших и маленьких цветных сот, которые можно брать руками, подбрасывать, перемешивать и сталкивать друг с другом. Когда надоест, соты можно развернуть в текст или схему выставки. И это еще только начало. Первый и самый эффектный экспонат - это такая кибернетическая рощица из темных столбиков, которые реагируют на человека и при его приближении начинают мигать лампочками и издавать небесные звуки. Прогуливаться по этому электронному садику можно довольно долго, но смотреть с балкона на других не менее интересно: заблудившиеся среди музыкальных столбиков люди становятся какими-то загадочными и умиротворенными.
Другой объект из недалекого завтра - интерактивный холст. Перед ним нужно встать, чтобы он тебя хорошо видел, и начать двигаться. Каждое движение рук, ног, головы или туловища вызывает на холсте-экране красочный всполох, который затем медленно оседает и перемешивается с другими, образуя в итоге живое и постоянно шевелящееся полотно. А "волшебное зеркало", наоборот, противится вечному изменению и старается запомнить тех, кто в него гляделся. От этого память у него портится и показывает все с большими искажениями. Так что, подойдя к нему, посетитель может увидеть не себя, а незнакомую девушку, с которой он, впрочем, недавно разминулся в соседнем зале. Девушка будет дробиться на осколки, сыпаться, перемешиваться со все-таки появившимся изображением посетителя, пока не превратится во что-нибудь третье. В конце концов зеркало покажет пустую комнату.
Потом можно сыграть на чудесном пианино, тоже похожем на зеркало. Когда в него смотришься неподвижно, оно молчит, но начинает тренькать, если подвигать перед ним руками. Или посмотреть на объемные голограммы в человеческий рост, которые от обычных предметов отличаются разве что приятным сверхъестественным сиянием. Или, управляя кубическим солнцем, построить городок из теней. Или оказаться в темной комнате наедине с фантомным изображением Будды и словом "LOVE".
В общем, при максимальном эффекте, художественной глубины в большинстве экспонатов примерно как в упаковке мыла. Можно сколько угодно говорить об именитых медиа-художниках (действительно больших звездах), которые делали выставку. О знаменитых United Visual Artists, которые, например, делали шоу для Massive Attack - оба раза, когда они к нам приезжали. Их инсталляция "Volume" - тот самый волшебный садик - вообще-то растет в Лондоне, в королевском музее Виктории и Альберта. А голограммы делали инженеры из Musion - те люди, которые придумали шоу с виртуальными Gorillaz и Мадонной на церемонии Grammy в 2006 году. И Будду в темную комнату заточил известный художник Крис Левайн, который до этого снял голографический портрет королевы Елизаветы II. То есть все это - передовое и статусное медиаискусство, горячие технологические новинки из Европы. Что вообще-то не отменяет главного вопроса, поставленного вначале: это искусство или всего лишь хорошо темперированные проекторы для промо-акций?
Факт в том, что это весьма ресурсоемкие произведения пока что действительно в основном обслуживают шоу-бизнес, модные показы и рекламу - то есть те сферы, где труд художника (или инженера) может быть оплачен. И пока большая часть фестиваля Yota Space при всей его прогрессивности и эффектности напоминает нечто среднее между показом мод, концертом и презентацией сколковских менеджеров. Появится ли у этих технологий концептуальный объем, исчезнет ли этот назойливый рекламный привкус? Уже через год будет новая Yota Space, тогда и посмотрим.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции