Константин Богданов для РИА Новости.
Вчера в 18:55 по Гринвичу в пятистах милях от тихоокеанского побережья Мексики привычно раскрылся бело-рыжий букет полосатых парашютов спускаемого аппарата. Но на этот раз все было впервые – с орбиты возвращался первый рабочий прототип космического корабля Dragon, принадлежащий частной компании SpaceX. Космические разработки стремительно перестают быть исключительной привилегией национальных правительств.
Космический стартап
Основателем и инвестором корпорации SpaceX стал один из видных деятелей американской "информационной экономики" – Элон Маск, в числе прочих стоявший у истоков создания системы электронных платежей PayPal. Тогда это было своего рода модой. Один из основателей Microsoft Пол Аллен, к примеру, финансировал проект SpaceShipOne – суборбитальную машину воздушного старта. Но, как выяснилось, у Элона Маска подход к делу оказался куда системнее.
Своя ракета-носитель Falcon IX – в двух версиях, включая "тяжелую". Двигатели Merlin для ракеты – тоже свои. Свой возвращаемый космический аппарат Dragon, способный выводить на орбиту до 7 человек в пассажирском варианте и шесть тонн полезной нагрузки в грузовом.
В 2009 году SpaceX получила контракт с НАСА объемом 1,6 миллиарда долларов на обеспечение грузовых перевозок к МКС. Выводимые из эксплуатации "шаттлы" нуждаются в замене, а "официальная" космическая программа США – ракета-носитель Ares и корабль Orion – находится, мягко говоря, в плачевном состоянии. В этих условиях у "космического стартапа" Элона Маска появились очень неплохие шансы не только на то, чтобы доделать-таки носитель и платформу, но и замахнуться на дальнейшее развитие бизнеса.
4 июня 2010 года Falcon IX успешно "отстрелялся" во флоридское небо. Дело было за испытанием будущего космического корабля. 8 декабря 2010 года "дракон" вышел на орбиту и, проведя там около трех часов, вернулся назад. Попутно бизнесмен Маск отправил в космос небольшую коммерческую нагрузку – маленький спутник "в интересах министерства обороны".
Возвращение на орбиту
Называть то, чем занимается SpaceX, частной космонавтикой, строго говоря, пока нельзя. Рынок частных заказчиков пока слабо развит, и пануют на нем государственные структуры, создавая ситуацию, близкую к типической монопсонии – "диктатуре единственного потребителя".
Поэтому основой финансового благополучия компании служит контракт с НАСА на будущие грузотранспортные перелеты к МКС. Можно, конечно, на основании этого отказать SpaceX в праве считаться "частной инициативой". В конце-концов, строили же "Боинг" и "Локхид Мартин" аппараты по заказам НАСА, и никто не называл это частной космонавтикой. В чем же особенность проекта Маска?
Дело в том, что впервые в истории речь идет о работающем техническом решении "носитель + возвращаемая платформа", права на которое полностью принадлежат частному инвестору.
До того собственником космических систем всегда выступало государство, даже если частные корпорации широко привлекались в качестве подрядчика при проектировании и производстве. Теперь же мы имеем полностью автономного частного разработчика-оператора, способного самостоятельно ориентироваться на рынке.
Пока что SpaceX сильно зависит от арендуемой инфраструктуры, построенной на государственные деньги. В первую очередь пусковой – свой собственный космодром частному стартапу не потянуть. Но как знать, если рынок пусковых и транспортных услуг начнет развиваться бурными темпами, возможно, собственные площадки для запуска не заставят себя долго ждать.
Система, сделанная SpaceX, – прямой конкурент отечественным "Протонам" на рынке коммерческих пусков нагрузки, а отечественным "Союзам" – в деле доставки космонавтов к МКС. На фоне хорошо профинансированной, но крайне затянутой российской космической программы это начинает грозить неприятными последствиями.
Перспективная российская ракета-носитель "Ангара", которая должна сменить "Протоны", все никак не встанет на старт, хотя по планам уже десять лет как должна быть там. Про новый носитель для космодрома Восточный, создаваемого в Амурской области, пока мало что известно – вероятно, это будут вариации на тему проекта ракеты "Русь-М", но в любом случае это только предварительные разработки. То же касается и нового корабля для пилотируемых пусков с Восточного: ППТС (перспективная пилотируемая транспортная система) тоже пока существует только в общих чертах и на бумаге.
Руководство российской космонавтики считает, что при нынешних темпах работ вполне возможно выдержать график по первым беспилотным пускам нового носителя с Восточного в 2015 году, а первые пилотируемые запуски осторожно отнесены на период "с 2018 года". Это еще восемь лет. Напомним, что восемь лет назад у Элона Маска была только мечта и стартовые деньги, совершенно недостаточные для коммерчески выгодного воплощения ее в металл.
Команда "на старт"
Вообще, планов у команды Маска громадье. На пресс-конференции по итогам удачного приводнения назывались перспективные направления дальнейшей работы. Полеты к МКС, похоже, дело для SpaceX уже решенное. Заявлены планы по разработке многоразового корабля следующего поколения – посадочного типа, с тормозными двигателями и "ногами". И еще Маск сделал многозначительный намек. По его словам, экран теплозащиты отработал великолепно и, в принципе, может выдержать даже сход с орбиты при гипотетическом возвращении корабля с Луны.
Такой нахрап вызывает некоторую оторопь своей здоровой юношеской наглостью. И это, пожалуй, лучшее свидетельство атмосферы инженерного поиска, высокого морального климата в коллективе и степени зараженности идеей космических полетов.
Люди из SpaceX настолько уверены в себе, что прямо на стартовом столе равняют треснувшие кромки сопла двигателей второй ступени – вручную, обычной "болгаркой" и ножницами по металлу! Недопустимая дикость, полное пренебрежение техникой безопасности, казалось бы... если забыть про куда более опытные и консервативные структуры, лидеров в своем деле, наливающие в ракету-носитель лишних полторы тонны топлива и роняющие три спутника. Роняющие в тот же Тихий океан, куда аккуратно приводнился аппарат, взлетевший на двигателях, "доработанных по месту напильником".
Получится ли у этих задорных ребят? Можно только гадать. И вспоминать, как команда SpaceX все эти восемь лет шла к сегодняшнему дню, преодолевая вязкую иронию окружающих.
"Доткомы сдохли, деньги отмывает", – ухмылялись "сведущие" скептики, когда Маск анонсировал основание компании. "Мечтать не вредно", – продолжали они, когда речь пошла о полномасштабной разработке комплекса средств выведения. "Бумага все стерпит", – отмахивались от презентации эскизов носителя и корабля. "Это железо все равно не полетит", – добавляли, когда из цехов выкатили ракету и потащили на старт Канаверала. До вчерашнего дня самой свежей отговоркой была сентенция "да пусть сначала хотя бы вернут спускаемый аппарат".
Они вернули. "Сколько раз ты еще должна это увидеть, чтобы поверить?" – ехидно интересовался в такой ситуации главный герой сериала "Секретные материалы".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции