Рейтинг@Mail.ru
Звездный путь Стеблова - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Звездный путь Стеблова

Читать ria.ru в
Есть актеры, появление которых на сцене или экране дарит зрителям приятное чувство чего-то доброго и светлого. Таков Народный артист России Евгений Стеблов. 8 декабря ему исполнилось 65 лет

Сергей Варшавчик, обозреватель РИА Новости.

Есть актеры, появление которых на сцене или экране дарит зрителям приятное чувство чего-то доброго и светлого. Таков Народный артист России Евгений Стеблов. 8 декабря ему исполнилось 65 лет.

Шагающий по Москве

Как и Никита Михалков, Евгений Юрьевич - представитель победного поколения, родившегося в 1945 году, когда, по выражению поэта, «возвращались отцы наши, братья, по домам, по своим да чужим». Снявшись в начале творческого пути в знаменитой картине Георгия Данелия «Я шагаю по Москве», Стеблов навсегда вошел в историю отечественного кино.

Лента о приключениях трех молодых людей, которых сыграли юные Евгений Стеблов, Никита Михалков и Алексей Локтев, стала на долгие годы символом «оттепели», подарив миру невиданный ранее жанр «лирическая комедия».

Стеблова зрители заметили сразу. Его по-юношески обидчивый и вместе с тем трогательный Саша Шаталов ярко контрастировал с энергичными и уверенными в себе героями Михалкова и Локтева. На фоне их, по-советски бодро шагающих по жизни, наголо остриженный перед армией долговязый, слегка нелепый парнишка предстал воплощением молодого интеллигента.

Зритель не ошибся. Как вспоминает сам юбиляр, «соседи звали нас «антилигенты». Очевидно, из-за деда. Он даже на кухню не выходил без галстука. Ведь мой дедушка, Виктор Павлович Стеблов, в анкетах, в графе социальное происхождение писал «из служащих». Скрывал, вернее сказать, не афишировал дворянское происхождение. Почетное звание дворянина досталось ему от отца, служившего в городе Рыбинске директором гимназии».

Несмотря на то, что тогдашний первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев в лице художников-абстракционистов громил творческую интеллигенцию, умные и образованные герои все активнее проникали на киноэкраны.

Время требовало переосмысления минувшего, в первую очередь, страшной войны, которая при Сталине советским кинематографом почти не рассматривалась. Лучший друг физкультурников, сделавший 9 мая рабочим днем, довольно прохладно относился к теме Великой Отечественной, давая «зеленый свет» в первую очередь классике, киносказкам или фильмам об известных композиторах, адмиралах и путешественниках ХIХ века.

Его смерть позволила кинематографистам пристальнее взглянуть на тех, кто считался «винтиком» великого государственного механизма. На тех, чью молодую жизнь унесла или разрушила страшная война.

Романтики на смену героям

Одним из первых «невинтиков» стал Борис Алексея Баталова в пронзительном фильме Михаила Калатозова «Летят журавли». Посмотрев картину, Пабло Пикассо признался, что потрясен. Потом был капитан Суздалев Вячеслава Тихонова в фильме Станислава Ростоцкого «На семи ветрах», политрук Синцов Кирилла Лаврова в «Живых и мертвых» Алексея Столпера, Володя Белов в ленте Михаила Калика «До свидания, мальчики»…

Роль Володи сыграл Стеблов. Действие этой поэтичной и светлой картины происходило в предвоенные годы, рассказывая о трех закадычных друзьях, живущих в предчувствии надвигающейся войны. Это ощущение молодости и беззаботного счастья, которое вскоре навсегда закончится, можно выразить словами автора сценария «Я шагаю по Москве» Геннадия Шпаликова:

«Городок провинциальный,

Летняя жара.

На площадке танцевальной

Музыка с утра.

Рио-рита, рио-рита -

Вертится фокстрот.

На площадке танцевальной

Сорок первый год».

К сожалению, Белова зритель не успел рассмотреть и полюбить так, как Шаталова. Картина подверглась серьезной цензуре и вскоре была положена на «полку», а сам режиссер впоследствии эмигрировал.

Аудитория увидела ленту только в 1980-е годы, когда автор восстановил ее первоначальный вариант. Но это был уже лишь постскриптум некогда романтической эпохе. К тому времени общество утратило былые иллюзии и на смену мальчикам, беззаботно шагающим по Москве, пришли другие, более приземленные герои. Под стать своему времени.

Если бы на счету Стеблова была только роль в том ставшем культовым фильме Данелия, мы и тогда навсегда бы запомнили этого актера. К счастью, его звездный дебют был лишь ярким началом долгого и плодотворного пути, который продолжается и по сей день.

Достаточно вспомнить его Баха в телеспектакле «Возможная встреча» по пьесе немецкого драматурга Пауля Браца. На самом деле два великих композитора - Иоганн Себастьян Бах и Георг Фридрих Гендель (в исполнении Козакова) - в реальной жизни никогда не встречались. Но как же интересно было следить за игрой блестящих актеров, которые предложили нам, зрителям, вариант «что было бы, если».

Предки и потомки

Говоря о Стеблове, нельзя не упомянуть и о Михалкове. Их многолетняя дружба и творческий союз возникли не сразу. В «Я шагаю по Москве» судьба впервые столкнула, но по-настоящему сдружила их следующая совместная работа - фильм Даниила Храбровицкого «Перекличка». Потом была курсовая работа Михалкова - «А я уезжаю домой» по рассказу Стеблова, затем, совместные проекты: «Раба любви», «Несколько дней из жизни И.И.Обломова», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: собака Баскервиллей», «Сибирский цирюльник».

Их связывает не только творчество. По словам нашего героя, двоюродный прадед Никиты Михалкова Сергей Владимирович был предводителем дворянства в Рыбинске, а дед Стеблова - тамошним депутатом. «Мне показали в музее фотографию, где сняты великий князь Владимир Александрович - брат Александра Третьего - во время посещения Ярославля и Рыбинска, и вокруг него стоит человек 10 первых лиц региона. И среди них - Михалков и Стеблов. Надо же! И судьбы их потомков тоже пересеклись», - удивляется артист.

Впрочем, несмотря на яркость и темперамент Михалкова, элегантное чувство собственного достоинства Стеблова всегда позволяло ему оставаться самим собой. Причем не только в актерском ремесле, но и в качестве писателя, занимательно, а главное, честно рассказывающего на страницах своих книг о прожитом. А ему есть о чем рассказать, поверьте.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала