Дмитрий Бабич, обозреватель РИА Новости.
Визит президента Медведева стал в Польше событием месяца. Все польские СМИ публикуют материалы о визите, отмечая беспрецедентно представительный состав российской делегации. Вместе с президентом в польскую столицу прибыли Генеральный прокурор Юрий Чайка и министр юстиции Александр Коновалов, от которых поляки надеются получить информацию «из первых рук» о ходе расследования смоленской катастрофы президентского лайнера в апреле этого года. Мощно представлен и экономический блок: помимо министра экономики Эльвиры Набиуллиной, в Польшу прибыли глава «Газпрома» Алексей Миллер и президент «Лукойла» Вагит Алекперов.
Восемь трудных лет
Уже сам состав российской делегации свидетельствует о том, что визит проводится не для галочки, что он не будет иметь чисто символический характер. Хотя есть в первом с 2002 года официальном визите главы российского государства в Польшу и символический элемент. За эти 8 лет польско-российские отношения прошли через беспрецедентные подъемы и спады. В эти годы Польша успела стать членом Евросоюза, при правительстве братьев Качиньских и их партии «Закон и справедливость» (ЗиС) она дважды блокировала начало переговоров России и ЕС о заключении нового договора о партнерстве и сотрудничестве. В эту «восьмилетку» уложилось и «оранжевое» правление на Украине, сначала поддержанное поляками сильнее, чем любой другой нацией в Евросоюзе, а потом самих же поляков и разочаровавшее больше всех. (Объявленный Ющенко «национальным героем» Степан Бандера убивал не только советских граждан, но и поляков - все костелы в польском Вроцлаве, куда после войны переселили поляков с Волыни, увешаны памятными досками «жертвам украинских националистов».) На конец восьмилетней паузы в визитах пришлось совместное поминовение жертв Катыни и катастрофа самолета президента Качинского, при жизни обещавшего не приезжать в Москву до официального визита российского президента в Варшаву. И вот Медведев в Варшаве - причем поездка эта не связана с каким-то кризисом, а носит нормальный, принятый у соседствующих государств характер.
В желающих создать кризис, как всегда, недостатка нет. Все последние месяцы польские политики, близкие к партии «Закон и справедливость» (ЗиС), активно муссировали тему расследования смоленской катастрофы, которое, по их мнению, тормозила российская сторона. Оказалось, что бывший премьер и брат погибшего президента Ярослав Качиньский, возглавляющий ЗиС, рассматривает Польшу как жертву «российско-немецкого кондоминиума» и не верит в возможность экономического взаимодействия России и Польши. В России тоже не все гладко: некоторые думские депутаты, силящиеся доказать, что три с половиной тысячи документов по катынскому расстрелу сфальсифицированы «демократами девяностых», по-прежнему дают обильную почву для антироссийских спекуляций в польских СМИ.
Препятствия - в головах
При внимательном анализе становится понятно, что все эти так называемые препятствия на пути развития польско-российских отношений носят психологический (а порой и психиатрический) характер. Польская и российская экономики сильны разными отраслями, а потому не являются конкурентами.
У Польши были все шансы стать участником «российско-немецкого кондоминиума», превратившись в надежного транзитера для идущих в Германию российских энергоносителей. По мнению эксперта варшавского аналитического центра нефти и газа Анджея Щесняка, шанс этот был упущен еще в конце девяностых, когда Польша отказала «Газпрому» в строительстве ветки от газопровода Ямал-Европа к газотранспортной системе Словакии. И если бы Россия принципиально, а не из-за враждебного к «Газпрому» поведения польских властей не хотела бы сотрудничать с Польшей, наверное, Миллер и Алекперов нашли бы чем заняться в понедельник вместо визита в Польшу. И последнее - если бы российская сторона была повинна в смоленской трагедии, как утверждают некоторые польские политики, наверное, генпрокурор Чайка не приехал бы в Варшаву для переговоров со своим польским коллегой Анджеем Шереметом. Переговоры, кстати, будут не о начале передачи полякам аудиозаписей и других вещественных доказательств (передают уже давно), а о завершении этого процесса.
Есть надежда и на продвижение по катынскому вопросу. Недавнее постановление по этой теме российской Государственной Думы фактически снимает проблему раздражавших польскую сторону заявлений российской прокуратуры и Минюста, рассматривавших катынское преступление как «злоупотребление властью» и «превышение полномочий». Безусловно, тайный расстрел в СССР более 20 тысяч польских граждан был, помимо прочего, и злоупотреблением властью, но в первую очередь он был все-таки убийством. Впрочем, и польская сторона постепенно занимает по катынскому вопросу более взвешенную позицию. Бывший президент Польши Александр Квасьневский призвал «не искать виновных с таким пылом, как будто речь идет не о мертвецах, а о живых людях». Такой подход вполне устроил бы российскую сторону, а высказанное недавно мнение Ярослава Качиньского, что родственники жертв могут требовать компенсации, - это все-таки мнение националистической оппозиции, а никак не всей Польши.
Уроки для Европы
Идущее вопреки всем тормозящим моментам польско-российское примирение заставляет по-новому взглянуть и на другие, аналогичные польским, «непреодолимые» препятствия на пути сближения России и Евросоюза.
Может быть, разница между нашими моральными ценностями не так уж и велика? А «огромной» она кажется только единомышленникам г-на Качиньского, коих немало и в Европейском Совете и особенно в Европарламенте?
Может быть, Россия не стремится к «энергетическому диктату», а всего лишь заботится о бесперебойной поставке своих товаров в ЕС и, соответственно, о стабильных доходах казны? Может быть, не в России или не только в России стоит искать корень авторитарных тенденций, и в самом деле проявляющихся во многих бывших советских республиках? И главное - может быть, все эти препятствия можно преодолеть?
Ситуация, когда среди инвестирующих в Польшу компаний есть сотни немецких, десятки голландских, несколько южнокорейских и ни одной российской - абсурдна и вредна для обоих государств. Но стоит отметить, что в возникновении такой ситуации есть вина и польской стороны. Да, Польша по праву гордится очень выгодным для зарубежных инвесторов законодательством. Иностранные предприниматели получают налоговые послабления - например, в том случае, если они инвестируют полученные на их польских предприятиях доходы в соответствующих польских регионах, такие предприниматели могут несколько лет вообще не платить налоги. Именно эта система помогла Польше вылезти из экономических кризисов восьмидесятых годов, открыв на своей территории заводы таких фирм, как «Фиат» и «Мишлен».
Но для российских предпринимателей эти преимущества нивелировались общим предубежденным отношением польских чиновников, а также частыми кампаниями в польских СМИ, видевших «российских агентов» не только в российских бизнесменах, но даже в сотрудничающих с россиянами поляках. Есть надежда, что после визита Медведева ситуация улучшится.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции