Рейтинг@Mail.ru
Иранский атом привезли в Женеву - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Иранский атом привезли в Женеву

© REUTERS / Shannon Stapleton Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад
Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад
Читать ria.ru в
Дзен
В Женеве 6-7 декабря "иранская шестерка" (ее еще называют Р-5 плюс 1 – пять постоянных членов СБ ООН, Россия, США, Китай, Франция, Британия плюс Германия) после более чем годового перерыва встречается с иранскими представителями, дабы обсудить ядерную проблему Ирана.


Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости.

В Женеве 6-7 декабря "иранская шестерка" (ее еще называют Р-5 плюс 1 – пять постоянных членов СБ ООН, Россия, США, Китай, Франция, Британия плюс Германия) после более чем годового перерыва встречается с иранскими представителями, дабы обсудить ядерную проблему Ирана. Иранцы сначала приглашали "шестерку" в Стамбул, но это было сочтено не совсем нейтральным местом для подобных обсуждений. Новый "глава МИД" Евросоюза Кэртин Эштон предложила Женеву, столицу международной дипломатии, где было убаюкано до "летаргического сна" гораздо больше крупных международных проблем, чем достигнуто прорывов (совсем не по вине этого чудного города).

Начинающийся раунд переговоров считают проходящим как раз под эгидой шефини дипломатической службы ЕС Эштон, что всех устраивает: если будет какой-то успех (что маловероятно), то ЕС получит плюс к репутации; если успеха не будет (что почти наверняка), то никто другой минуса не получит.

Переговоры на фоне отстрела ядерщиков

Самое поразительное во всем нынешнем раунде то, что он, с учетом обстоятельств и фона, вообще не должен был бы состояться. Ровно за неделю до него, ранним утром понедельника, 29 ноября в Тегеране был убит один известный ядерщик – Маджид Шахриари (Majid Shahriari), и тяжело ранен другой – Ферейдун Аббаси (Fereydoun Abbasi). Обе спецакции были сработаны под кальку: в час пик, в 7.30 утра в разных районах города мотоциклисты прилепили к стеклам машин с учеными бомбы направленного действия со шрапнелью и за 5-7 секунд до взрывов скрылись. Жены физиков получили тяжелые ранения. В январе, от похожей "мотоциклетной бомбы" и тоже утром, в час пик, погиб иранский физик Масуд Алимхаммади (Masoud Alimohammadi). И он участвовал в атомных разработках Тегерана. В 2007-м один из основателей центра ядерных технологий в Исфагане Ардешир Хассанпур (Ardeshir Hassanpour) умер от отравления радиоактивными изотопами.

Три ведущих ядерных разработчика погибли, один тяжело ранен – тут уж о случайных совпадениях никто не говорит.Американский журнал Тime и британские газеты уже открыто пишут, что от акций отдает профессиональным стилем израильской разведки "Моссад".

Министр иностранных дел Ирана Манушер Моттаки (Manouchehr Mottaki) плюс к этому обвинил ООН в том, что Совбез навел террористов на Аббаси, поскольку в резолюции 2007-го года о санкциях было прямо названо его имя.



Вот интересно, случись нечто подобное на Западе с кем-то из местных ядерщиков (не приведи бог), можно было бы представить себе такой покой в мировой печати, не говоря уже о каких бы то ни было переговорах с кем бы то ни было?

Но в отношениях между Ираном и противниками его "ядерных амбиций", в их подходах к решению ядерной проблемы столько алогичного, малопонятного, труднообъяснимого и аномального, что последние "вывихи урегулирования" вроде и не кажутся чем-то противоестественным.

Хотя говорят-то они как раз об очень страшном повороте в "большой войне" против еще не созданной иранской бомбы. Можно сколько угодно не любить аятолл, аномальную, параноидальную агрессивность иранского руководства и его непредсказуемость, но когда торможение "ядерных планов" обретает форму охоты за университетскими профессорами, учеными, то это совсем не отдает цивилизованным подходом к решению проблемы.

Мирный атом или ядерное оружие

Это приблизительно то же самое, как если бы Советский Союз начал бы в 50-х прошлого века охоту на отца всех ядерных носителей США Вернера фон Брауна. В принципе силы и возможности были.

"Шестерка" в Женеве должна снова предложить Тегерану "урановый обмен": отказ от обогащения урана в обмен на поставки топлива для исследовательских реакторов. Вероятнее всего, из России. Она на это готова. Иран один раз почти принял предложение в октябре 2009-го, на последних переговорах с "шестеркой", но обговорил это очень сложными условиями, типа обмена, но только на иранской территории. Пока не видно, чтобы сейчас в Женеве произошло нечто близкое к продвижению вперед. Иранцы обычно склонны привозить на переговоры собственные "повестки дня" и обсуждать их, невзирая на то, хотят этого партнеры или нет. Сейчас, после убийств ученых-ядерщиков, Тегерану есть чем занять "шестерку", кроме основной темы дискуссий.

Санкции у каждого свои

Похоже, что от Женевы сейчас не стоит ждать даже малого. Уже хорошо, что собрались.

Но уж больно все затягивается. Уже принято четыре резолюции по санкциям против Тегерана, прошло семь раундов переговоров с "шестеркой", а ни всенародного возмущения режимом Ахмадинежада (на что, собственно, и рассчитаны санкции), ни его близкого конца, ни сближения позиций как не было, так и нет.


Сейчас уже оформилась "школа иранского урегулирования", которая считает, что "шестерки" для решения иранского атомного вопроса слишком много. Можно на время показательно передавать инициативу в ней и Евросоюзу, и Москве, и Пекину, и Берлину, но проку от этого будет мало. Потому что иранцы, при всем уважении к остальным членам, больше смотрят в ней на США. Все же прекрасно понимают, что серьезно говорить с Ираном может только Вашингтон, поскольку только Вашингтон в состоянии сдержать Израиль и более или менее его контролировать. Барак Обама в первый год своего президентства вроде делал намеки на то, что Белый дом готов начать прямые сношения с Тегераном, но ничего из этого не реализовывается.

Для многих, в том числе в США и Европе, весь Ближний Восток с его глубокими и запущенными болезнями – малопонятная территория. Все его проблемы по большей части рассматривают через призму арабо-израильского противостояния. Хотя считать так значит ставить неполный диагноз. А так болезни не лечатся. Кроме "Большой беды", арабо-израильского конфликта, здесь множество своих региональных подводных мин и камней, скрытого и явного противоборства, на манер генетической неприязни между шиитами и суннитами.

Если учесть, что "шиитские следы" Ирана (в Иране ислам шиитского толка) можно найти сегодня от берегов Средиземного моря до Пакистана, что его влияние проходит через Афганистан и Ирак, Ливан, то "не говорить" с Тегераном по крайней мере странно. Официальная политика США "никаких сношений" с Тегераном (или "non-engagement") при сегодняшних условиях – это никакой политики вообще. Долго так продолжаться не может.

России тоже, конечно надо бы поосторожней лавировать в общем настрое Совбеза ООН на санкции против Тегерана. Последний урок с санкциями показал, что мы поддерживаем одни, а США подразумевают другие: распространили же они одобренные санкции и на поставки бензина и нефтепродуктов в Иран, против чего мы особо выступали. По подсчетам экспертов, Москва потеряет от санкций против Тегерана примерно 10-13 млрд долларов. Это, правда, за предстоящие 10 лет и с учетом возможных, но не заключенных, контрактов на поставки вооружений. Прямые потери пока составят не более 1-1,3 млрд долларов. Но перспективные потери – тоже потери.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала