Ольга Соболевская, обозреватель РИА Новости.
Две 13-летние московские школьницы «не поделили» мальчика. Одна из них моментально разобралась с соперницей - с помощью кухонного ножа. Ее жертва оказалась в реанимации из-за кровопотери от колото-резаных ран. По сути, раны нанесены всему обществу. Сегодня многие из нас испытывают болевой шок от того, что насилие кажется детям самым простым способом решения многих проблем.
За последние годы общество, СМИ (особенно телевидение) и Интернет воспитали в подростках стремление к решению проблем с помощью насилия, отмечает руководитель Центра правовой и психологической помощи в экстремальных ситуациях Михаил Виноградов. Он подчеркивает: «Здесь также велика вина государства. В советские времена государственная политика в отношении молодежи была продуманной. В частности, не было фильмов с насилием, и СМИ, смакующих ужасы».
А сегодня можно говорить о смене национальной психологии, считает эксперт. Вековая традиционная русская терпимость ушла, ее место заняла агрессия. В обществе крайне высока психическая напряженность, озлобленность.
Начнем с семьи. Поведение родителей по отношению к детям и наоборот стало агрессивным, и в целом родители мало занимаются детьми. Это не удивительно, комментирует Михаил Виноградов, ведь зарплаты у основной массы населения маленькие, денег нет, для многих людей жизнь крайне трудна. Нередко люди вынуждены работать на двух, а то и на трех работах, чтобы прокормить семью, и времени на детей у них просто не остается.
Но и в материально благополучных семьях родители не слишком внимательны к детям. Ценностными приоритетами для таких людей, скорее, оказываются бизнес, карьера, преумножение достояния и демонстрация богатства. Но не дети, говорит эксперт.
Наблюдая расслоение общества, дети начинают недоброжелательно относиться друг к другу. Можно по-разному относиться к школьной форме. Кто-то воспринимал ее как оскорбление, как попытку причесать всех под одну гребенку. Однако когда все одеты одинаково, повод для зависти к чьему-либо «крутому прикиду» исчезает сам собой. А сейчас дети соревнуются друг с другом в том, кто как одет и кто на какой машине в школу доставлен.
Примеры криминального устранения конкурентов в бизнесе (похищений, убийств и прочего) в обществе на слуху, замечает Михаил Виноградов, и дети зачастую начинают воспринимать такой сценарий поведения как норму.
Эффект многократно усиливают обрушивающиеся с экрана лавиной боевики и триллеры, Интернет, тиражирующий «ужастики», а также компьютерные игры-»стрелялки», цель которых - «убить врага».
Кстати, в августе этого года Американская ассоциация психологов на своем ежегодном конгрессе признала, что современные американские «супергерои» кино несут подросткам «искаженный идеал мужественности через насилие, сарказм, эгоизм и щегольское поведение и при этом не предлагают альтернатив». Как отметила профессор Шэрон Лэмб из Массачусетского университета, в нынешней кинопродукции США «разрекламирован образ безответственности».
И вот воплощение таких сценариев с насилием в жизнь. В октябре этого года в Саратове 15-летняя Даша избила 14-летнюю Иру, а Дашины друзья сняли драку на видео и опубликовали в Интернете. Избитая Ира пыталась подняться с земли, но ее снова толкали, и так - много раз. По результатам проверки в возбуждении уголовного дела по статье «Нанесение побоев» было отказано, потому что Даше еще не исполнилось шестнадцати, а именно с этого возраста наступает уголовная ответственность за это злодеяние. А в начале года в Цимлянске восьмиклассницы издевались над шестиклассницей: одна била, другие снимали на мобильные телефоны и комментировали.
Еще один пример. Суд города Зима Иркутской области приговорил трех восьмиклассниц к 6 и 6,5 годам колонии за убийство ровесницы. Три девицы выпили водки и отправились гулять со знакомой, которую в результате ограбили, избили, а потом и вовсе решили «устранить» - задушили.
«У нашего государства неправильный подход к наказанию несовершеннолетних, - говорит Михаил Виноградов. - В США, например, для 13-летней девочки, истязавшей подружек, прокурор просил пожизненного наказания (суд пока продолжается). И это не случайно. Криминологи говорят, что личность преступника формируется к 13 годам. У этой девочки уже «сломана» психология». Впрочем, если действия ребенка не повлекли тяжелых последствий, лишение свободы - не лучший выход. В колониях, говорит руководитель Центра правовой и психологической помощи в экстремальных ситуациях, несовершеннолетние «сбиваются в стаи, становятся еще более агрессивными, превращаются в человеконенавистников». А в результате выходят из исправительных учреждений «закоренелыми преступниками, крайне опасными для общества бандитами», поясняет Михаил Виноградов.
Дети сейчас предоставлены сами себе, и в этом корень проблемы, считают многие эксперты. «Спорт, культура и религия должны увести ребенка от плохого», - убеждена член комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Светлана Журова. В СССР были дворцы пионеров, разветвленная система кружков по интересам. «Сейчас во многих странах государство финансирует спортивные, художественные школы, молодежные театральные студии», - подчеркивает Михаил Виноградов.
И Россия должна вернуться к такой практике - это вопрос национальной значимости. Пока же, по данным Всемирной организации здравоохранения, из 53 стран мира в России зафиксирован самый высокий уровень смертности людей от 10 до 29 лет от насильственных причин.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции