МОСКВА, 3 дек - РИА Новости. Рост числа инцидентов на московских дорогах с участием машин с "мигалками" может привести к "гражданской войне" между автомобилистами, предотвратить которую может только политическая воля президента. Об этом заявляют эксперты и представители Федерации автовладельцев России (ФАР), организовавшие сбор подписей под обращением к Дмитрию Медведеву.
За последнее время на московских дорогах произошло сразу два конфликта между охранниками машин со спецсигналами и рядовыми автомобилистами. Так, 24 ноября на МКАД, предположительно, охранники кортежа экс-владельца Черкизовского рынка Тельмана Исмаилова напали на предпринимателя Алексея Смирнова, разбив его машину, очки и нанеся ему ущерб на 300 тысяч рублей. Через четыре дня нападению подвергся другой водитель, столкнувшийся с BMW, по одной из версий, принадлежавшей госструктуре Ингушетии.
"Для меня эти два факта говорят только об одном - противостояние на дорогах с "мигалками" растет, люди не понимают, кому они должны уступать дорогу. Сейчас нужна политическая воля, так как последние факты говорят, что больше уже ждать нечего, дальше уже будут убивать на дороге", - заявил руководитель московского отделения ФАР Сергей Канаев.
В августе 2009 года Дмитрий Медведев призвал всех участников дорожного движения уважительно относиться друг к другу, отметив, что это касается и тех, кто ездит на машинах с "мигалками". Подробнее об этом >>
Лишить привилегий
Он убежден, что именно машины со спецсигналами составляют одну из основных проблем при организации безопасного дорожного движения. Единственное решение этой проблемы ФАР видит в лишении машин чиновников, оборудованных "мигалками", приоритета на дорогах.
"Наше предложение - исключить из правил, что автомобили чиновников с "мигалками" могут отступать от правил дорожного движения. Другого решения не может быть", - убежден Канаев.
Он также сообщил, что ФАР организовывает сбор подписей под обращением к президенту РФ Дмитрию Медведеву с просьбой помочь в борьбе против привилегий машин с "мигалками".
"Только первые лица государства могут решить этот вопрос, проявив политическую волю", - считает Канаев.
Неучтенные "мигалки"
По сведениям Канаева, "мигалок" в России вдвое больше, чем в закрепленном законодательно списке с численностью порядка 960 автомобилей.
Факты использования крупными предпринимателями "мигалок" при передвижении по Москве становились известны из некоторых громких дел последнего времени. Так, из материалов уголовного дела известно, что осужденный за похищение человека и вымогательство Тариэл Ониани передвигался на BMW со спецсигналами.
По данным источника в правоохранительных органах, в инциденте на МКАД 24 ноября также участвовали автомобили, незаконно оборудованные спецсигналами.
Министр внутренних дел РФ Рашид Нургалиев поручил проверить эту информацию главному государственному инспектору безопасности дорожного движения Виктору Кирьянову.
"Перечень транспортных средств, оборудуемых спецсигналами и проблесковыми маяками, утвержден постановлением правительства РФ. Таким образом, установка мигалок на автомобили, принадлежащие организациям, не входящим в данный список, неправомерна, за это законом предусмотрена ответственность", - отметил министр.
До десяти лет
Известные российские адвокаты, опрошенные Российским агентством правовой и судебной информации (РАПСИ), убеждены в необходимости уголовного преследования охранников, совершивших нападения на граждан из-за противоречий на дороге.
"Действия охранников ничем оправдаться не могут. Здесь имеет место хулиганство с отягчающими обстоятельствами и повреждение чужого имущества, которые предусматривают наказание до десяти лет лишения свободы", - считает адвокат Владимир Жеребенков.
Его позицию поддержал его коллега Константин Барановский, по мнению которого действия охранников можно квалифицировать по статьям 213 УК РФ (хулиганство) и 167 УК РФ (умышленное повреждение чужого имущества).
"Максимальная мера наказания по каждой из этих статей - пять лет и, если доверять словам потерпевшего, это, безусловно, уголовное преступление, которое должно расследоваться правоохранительными органами", - пояснил он.
В свою очередь адвокат Владимир Энтин отметил, что охранники имеют право применять силу только в случае существования угрозы их подопечному.
"Никаких оправданий для такого рода действий не было. Они блокировали эту машину и стали заниматься тем, что даже сотрудники МВД охарактеризовали как "беспредел", - заявил адвокат.
По его мнению, за действиями охранников тянется "целый шлейф" уголовных правонарушений: незаконное проникновение в чужой автомобиль, умышленное повреждение чужого имущества, хулиганство с отягчающими обстоятельствами, разбойное нападение. "Такие люди чувствуют свою полную безнаказанность и создают опасность для всех окружающих", - заявил защитник.
Адвокат Леонид Ольшанский считает, что два этих инцидента на дорогах имели исключительно "бандитский характер" и только косвенно были связаны с "проблемой мигалок". Кроме того, адвокат полагает, что у ГИБДД крайне ограничены возможности в борьбе с этим явлением, так как оно выходит за пределы подведомственных ей дорог.
"ГИБДД, конечно, может вмешиваться в такие инциденты на их начальном этапе, но потом дело все равно должно передаваться в милицию, так как носит уголовный характер", - заявил он.
Ольшанский отметил, что в обоих инцидентах принимали участие не владельцы автомобилей со спецсигналами, не пассажиры, а охранники из машин кортежа. "У автомобилей кортежа нет никаких мигалок, в них ездят ЧОПовцы, которые очень часто являются бывшим бандитами или бывшими сотрудниками правоохранительных органов, уволенными за беспредел", - считает Ольшанский.
По его мнению, подобные инциденты на дорогах стали одним из проявлений криминала и должны рассматриваться только под этим углом.
Спецсигналы уходят с дорог
В феврале этого года главный государственный инспектор безопасности дорожного движения РФ Виктор Кирьянов говорил, что проблемы с установкой спецсигналов на автомобилях в нормативном плане полностью разрешены и необходимости проводить специальные рейды на законность использования спецсигналов нет.
Затем, в апреле, Кирьянов заявил, что работа по сокращению машин со спецсигналами началась давно, и на тот момент таких автомобилей насчитывалось всего около тысячи.