Влад Гринкевич, экономический обозреватель РИА Новости.
На этой неделе произошел всплеск интереса российский властей к проблеме трудовой миграции. Столичный мэр Сергей Собянин 2 декабря потребовал от своих подчиненных обеспечить «жесткий контроль» в сфере миграционной политики и исключить необоснованные запросы на привлечение иностранной рабочей силы. Днем ранее глава правительства Владимир Путин подписал постановление, продлевающее запрет на работу иностранных граждан в розничной торговле.
В поисках очевидного
По словам столичного градоначальника, снижение квот на иностранную рабочую силу (в 2009 году квота составляла 392 тысячи человек, в 2010 году - 250 тысяч человек, то в 2011 году ее планируется уменьшить до 200 тысяч человек) не уменьшило числа нелегальных мигрантов. Разумеется, не уменьшило, и не могло уменьшить: по квотам работают легальные мигранты, а нелегалам никаких квот не нужно, на то они и нелегалы.
Пока ни одна мера властей по регулированию миграционного потока – квотирование, введение патентов для приезжих, запрет заниматься торговлей – не дала заметного результата. Это неудивительно, поскольку в распоряжении российских властей на сегодняшний день нет инструмента, способного регулировать приток мигрантов из бывших союзных республик.
Внутри СНГ действует безвизовый режим, то есть граждане государств – членов содружества могут свободно и на законных основаниях пересекать границу России. Всевозможные ограничения: регистрация, квоты, запрет на отдельные виды трудовой деятельности, - лишь затрудняют пребывание иностранцев в стране, но неспособны повлиять на их численность. Не найдя себе применения в легальной сфере, приезжие автоматически перемещаются в теневую.
Трудовая миграция - одна из тем, которую нельзя обсуждать, не затронув целый комплекс смежных отраслей: экономику, политику, административный аппарат. Несмотря на важность проблемы, многие аспекты миграции представляют собой «терра-инкогнита». Если мы не знаем ни точного числа мигрантов, ни сферы их деятельности, ни потребность в них экономики, неизбежно рождается огромное число спекуляций.
Ни чиновники, ни независимые эксперты не могут ответить на вопрос, сколько мигрантов из стран СНГ живет и работает в нашей стране. В одной только Москве их не то миллион, не то четыре миллиона, не то все семь. По предварительным данным последней переписи населения, в России временно проживают 285,2 тыс. иностранных граждан. Между тем, согласно докладу «Миграция и денежные переводы: статистический справочник», представленному в начале ноября Всемирным Банком, ежегодный приток мигрантов в Россию составляет 12,5 млн человек, обратный поток – около 11 млн. Это значит, в России каждый год остается порядка 1,5 млн мигрантов.
Голая экономика
Еще сложнее разобраться в экономической целесообразности привлечения мигрантов. Тезис о том, что без миграции экономике не обойтись, так часто повторялся, что обыватель стал принимать его на веру, не требуя доказательств, а зря.
Есть немало аргументов в пользу того, что дефицит рабочих рук пока лишь угроза, а не реальность. Начнем с признаний самих чиновников. Экс-министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов еще в 2008 году заявлял, что нехватка рабочей силы в стране будет ощущаться с 2015 года. К схожим выводам приходят и авторы научных исследований, посвященных демографическим тенденциям и проблемам рынка труда в нашей стране. К примеру, специалисты Института региональной политики, проанализировав инвестпроекты за последние два года, пришли к выводу, что их успешная реализация через 10 лет даст стране дополнительно до 7 млн рабочих мест, на которые не найдется работников.
Но это в будущем, а что же сейчас? Число зарегистрированных безработных в России ныне превышает 1,5 млн человек, число безработных, рассчитанное по методике МОТ – 5,1 млн человек, то есть 6,8% экономически активного населения страны.
Конечно, это не значит, что отдельные отрасли или предприятия не могут испытывать нехватку рабочих рук. Но речь идет скорее об отсутствии механизмов внутренней миграции, а не о дефиците трудовых ресурсов как таковых. Вообще одна из серьезных проблем современного рынка труда состоит в отсутствии объективных данных о потребности в рабочей силе и возможности или невозможности удовлетворить эти потребности с помощью граждан страны.
Дворники, демпинг, коррупция
Немало работодателей в строительной, торговой и иных областях настаивают на необходимости трудовой миграции. Мол, без нее отрасль будет испытывать дефицит рабочих рук. Но забывают уточнить: дефицит дешевых рабочих рук. Еще накануне кризиса генералы строительного бизнеса (некоторые из них не скрывали презрения к тем, «у кого нет миллиарда») пеняли москвичам, что те не хотят работать на стройках за 10-12 тыс. рублей в месяц. Видимо, строительные боссы просто не в курсе, сколько стоит жизнь в российской столице.
В данном случае привлечение иностранной рабочей силы - не что иное, как инструмент для занижения цен на рынке труда. Демпинг. Явление для экономики вредное, поскольку вредит справедливой конкуренции. Поэтому во многих странах и действуют антидемпинговые законодательства, а правилами ВТО демпинг вообще запрещен. Одним из немногих рынков, не защищенных от демпинга, является на сегодня рынок труда.
Вообще апологеты дешевых трудовых ресурсов любят повторять: иностранные рабочие занимают непристижные вакансии, на которые не идут россияне. Дворники, строители, грузчики. Зарплаты здесь мизерные, условия труда тяжелые, социальные гарантии порой отсутствуют как таковые.
Представители строительных компаний в неофициальных беседах признают: несчастные случаи на стройках, где работают нелегалы, попросту не фиксируются. Гастарбайтер, получив травму, продолжает работать или оказывается за воротами. Даже в случае его гибели руководство стройки не несет никакой ответственности – этого человека по документам просто нет.
Для недобросовестных нанимателей такая позиция выгодна, но закладывать подобные принципы в качестве основы для формирования рынка труда - значит отбросить его на несколько столетий назад.
Не все так просто и с дворниками – сейчас их в столице около 50 тыс. Зарплаты у них действительно невысокие – ставка за один участок составляет в теплое время года 11 тыс. рублей, в холодное – 13 тыс. рублей. Но, как правило, один дворник убирает до трех-четырех участков, в результате сумма набегает вполне приличная – 40-50 тыс. руб. Для жителей российской глубинки, где средняя зарплата составляет 5-7 тыс. руб., это очень хорошие деньги. В чем же дело? «Это очень коррупционная сфера, - пояснил обозревателю РИА Новости источник в одной из столичных префектур. – На руки гастарбайтер может получать лишь часть этой суммы, расписываясь за всю». Этим и объясняется стремление некоторых управляющих компаний укомплектовывать свой штат иностранцами, не знающими даже русского языка.
Модернизация или миграция
Задачей номер один в экономике российские власти сегодня объявляют модернизацию и перевод экономики на инновационные рельсы. О плюсах модернизации сказано много, а вот некоторые ее издержки остаются в тени. В частности, это массовое высвобождение рабочей силы с промышленных предприятий после оснащения их современным оборудованием. С этой проблемой столкнулся, например, АвтоВАЗ. Российские и зарубежные акционеры компании (в лице французской Renault) долго не могли прийти к консенсусу в обсуждении бизнес-плана, поскольку французский (читай западный) вариант как раз предполагал замену рабочих машинами.
Да что там машиностроение, одним из перспективнейших направлений развития нефтянки являются полностью автоматизированные буровые. Если власти всерьез решат модернизировать экономику, им придется ломать голову, как трудоустроить миллионы своих безработных.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции