Наталья Вельк, для РИА Новости.
Второй учебный год школьники 19 российских регионов изучают факультатив под названием «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). По сути, это шесть отдельных предметов: основы православной, мусульманской, иудейской, буддийской культур, основы мировых религий и основы светской этики.
Предполагалось, что школьник и его родители сами выберут понравившийся модуль. На деле получилось иначе. Преподавателей на все дисциплины не набралось, самих учителей обучили спешно и не слишком качественно, да и пособия, написанные в экспресс-режиме, оставляют вопросы. И все же первый опыт большинство экспертов, включая тех, кто противился введению курса, оценивают скорее положительно. Несмотря на то, что разделение на противников и сторонников курса в целом сохранилось, изменилось соотношение тех и других. Это в том числе показало последнее обсуждение хода эксперимента в Общественной палате.
«Самые большие страхи пока, вроде бы, не оправдываются. Как показывают опросы, введение курса не привело к самым тяжелым результатам, которых все мы опасались, а именно к ксенофобии среди школьников», - говорит председатель комиссии по межнациональным отношениям и свободе совести Общественной палаты Николай Сванидзе.
Ничего страшного не случилось, - это, пожалуй, главный промежуточный итог эксперимента на сегодня. По заказу Общественной палаты был проведен опрос 700 родителей, чьи дети уже начали изучать факультатив. Он показал, что более 78% родителей положительно относятся к изучению основ религиозной культуры в школьной программе. 61% опрошенных считает, что изучение религиозных культур должно осуществляться отдельным курсом. 28% семей отметило изменения к лучшему в поведении своих детей. Иными словами, родители и дети факультатив приняли.
Сложности курса
Но говорить о том, что новый школьный предмет в своем нынешнем виде полностью устраивает и годится для распространения на все школы, все же рано. Чтобы понять причины ошибок и недостатков, достаточно вспомнить, как курс вообще появился в школе.
В конце июля 2009 года Дмитрий Медведев заявил, что готов поддержать просьбу конфессий (а это была в первую очередь просьба РПЦ) и внедрить основы религиозных культур в преподавание общеобразовательных школ. С этого момента стратегическое решение можно было считать принятым. Инициативу президента поспешили выполнить. Поспешили в буквальном смысле. 1 апреля 2010 года четвероклассники экспериментальных регионов увидели в расписании новый предмет. За 9 месяцев, предшествовавших введению курса, провели огромную работу: написали и издали учебники, провели опрос родителей, набрали и подготовили педагогов. О том, насколько качественно все это можно было сделать в столь короткие сроки, говорят сегодняшние проблемы.
Уровень пособий критиковали со всех сторон. Претензии к чрезмерному миссионерству более или менее удалось снять: наиболее одиозные куски удаляли зачастую накануне сдачи книги в печать. Но с методической точки зрения учебники и сейчас сильно хромают.
Маленьким детям (курс рассчитан на последнюю четверть четвертого и первую четверть пятого классов) трудно воспринять академические тексты, слабо адаптированные под возраст. Но и теми пособиями, что есть, школьники могут пользоваться ограниченно. «Непонятен вопрос с собственностью: книги подарили ученикам или нет? У меня есть данные, что школьникам не разрешают даже на вечер брать их домой. А это важно: нужно же обсудить с родителями. В школах страхуются: никто не знает, поступят ли новые комплекты к следующему учебному году», - рассказывает автор пособия по основам православной культуры (ОПК) профессор Московской духовной академии о. Андрей Кураев.
Но важнее даже не вопрос пособий. «Главное – не качество учебника, а качество учителя. Учебник ребенок прочитает и забудет. А слова взрослого, сказанные глядя в глаза, запомнятся», - говорит председатель комиссии по межнациональным отношениям и свободе совести Общественной палаты Николай Сванидзе.
С педагогами, пожалуй, самая большая проблема. Под новый предмет мобилизовали где учителей начальных классов, где предметников. Толком не разобравшись, они были брошены в класс как на амбразуру.
«Особенно большие проблемы с учителями начальных классов. Зачастую им не хватает общекультурной компетенции», - высказывается завкафедрой философии, религии и религиоведения философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета Марианна Шахнович.
У председателя Конгресса еврейских организаций России Зиновия Когана ироничный взгляд на проблему. «Я бы вообще пригласил на этот предмет поваров национальной кухни. Кулинарные традиции отлично отражают культуру народа, в том числе религиозную. И детям так понятней», - шутит Коган. А всерьез тоже признает, что школьные учителя не справляются. «Я не знаю, как быстро решить эту проблему. Может быть, хотя бы на первое время есть смысл создать некие межконфессиональные методические группы, которые в онлайн режиме будут предлагать уже разработанные варианты на 2-3 урока вперед», - рассуждает он.
Есть курс – нет выбора
С проблемой кадров связана другая – проблема выбора. Предлагая курс, родителей уверяли: каждый сможет сделать выбор и его реализовать. С самого начала было очевидно – это утопия. Обеспечить одному или даже пяти ученикам отдельного преподавателя школа не сможет. Это не под силу даже большинству городских учебных заведений, не говоря о селе. Представитель главного раввина России и автор учебника по основам иудаизма Андрей Глоцер приводит в пример мегаполис Красноярск: 21 семья хотела отправить детей изучать основы иудаизма, и ни одному ребенку не была предоставлена такая возможность.
Так или иначе, расклад получился следующим. Самым популярным оказался курс светской этики (42,1%); 30,6% школьников остановили выбор на православии, 20% - на основах мировых религиозных культур, исламский модуль захотело изучать чуть более 5% учащихся, буддийскую культуру — 2%, а иудаизм – 0,1%. При этом пятая часть опрошенных родителей созналась – выбор модуля им навязали. Такая статистика была приведена в октябре этого года на заседании Общественного совета при Минобрнауки.
«Как в старом советском анекдоте: - Чай будете заказывать или кофе? – Пожалуй, кофе. – А вот и не угадали: чай!» - описывает ситуацию о. Андрей Кураев. «Детей ломают через колено. Это страшно, - возмущается Николай Сванидзе. – Как решить это, я не знаю. Но тут нарушается самая главная заповедь: не навреди». «Не решен фундаментальный вопрос: кто будет доплачивать учителю за дополнительные часы», - раскрывает корень проблемы о. Андрей Кураев. Правда, он не считает ситуацию с нехваткой учителей фатальной: «Сейчас хорошая возможность у всех педагогов воспользоваться моментом. Проект (курс ОРКСЭ) имеет политическое значение – вот вам случай выбить деньги на школу».
Деньги – не главное
Не все эксперты уверены, что вопрос исключительно в финансировании. Часть специалистов не в последнюю очередь из-за невозможности на деле обеспечить свободу выбора склоняются к трансформации курса: не шесть разных предметов, а один общий. «Сейчас решение (о шестимодульном курсе) принято, и принято не нами. В рамках принятого решения я не вижу позитивного выхода»», - констатирует один из сторонников такого развития событий Николай Сванидзе. «Это не означает, что изменения невозможны в будущем. Нужно оказывать общественное и экспертное давление», - добавляет он.
По мнению Зиновия Когана, самым лучшим вариантом стало бы открытие множества конфессиональных школ, а не введение спецкурсов в общеобразовательную. «Этнически открытые и без чрезмерного педалирования религии, такие школы давали бы не чайную ложку рыбьего жира в неделю, а позволяли бы ребенку органично воспринять национальную культуру через всю атмосферу», - делится мечтами Коган.
В действительности же «докручивать» придется то, что есть: добросовестно готовить учителей, дорабатывать учебники, а возможно, и менять схему преподавания.
Педагоги и психологи убеждены, что делить курс между четвертым и пятым классами в каждом по 17 академических часов неверно. Специалисты рекомендуют перенести все на один год и преподавать курс не дважды в неделю, а один раз. Подобной точки зрения, в частности, придерживается ректор Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров работников образования Эдуард Никитин. Он считает, что уроки религиозных культур и светской этики – серьезная эмоциональная встряска для 11-летнего ребенка. Ему требуется время, чтобы осмыслить и обсудить с родителями то, что происходит на уроке.
Чтобы решить, казалось бы, организационную проблему, нужно менять образовательные стандарты. «Это не страшно, но хлопотно. Чиновники менять что-то не любят. Вероятно, будет противостояние руководства и учителей-практиков», - высказывает сомнения о. Андрей Кураев.
Пока проект проходит трехлетнюю апробацию, есть время теперь уже спокойно и без спешки продумать грамотную интеграцию курса в общешкольную программу. Марианна Шахнович считает, что делать это нужно путем развития соответствующего блока внутри общеобразовательных дисциплин – таких как литература, история, география.
«Чтобы ребенок, в четвертом классе выбравший, скажем ислам, к одиннадцатому знал не только его культуру, но и культуру других религий, нужно развивать более синтетические вещи», - поясняет мысль Шахнович.
Специалисты опасаются, что первое пока не слишком уверенное одобрение родителей может вызвать желание снова торпедировать внедрение курса. Предпосылки такие есть. Президент уже распорядился к нынешним 19 участникам эксперимента добавить еще два – республику Марий Эл и Ярославскую область. Экспертное сообщество в лице общественного совета при Минобрнауки скрепя сердце согласилось, но высказалось против дальнейшего расширения географии.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции