Рейтинг@Mail.ru
Гимнастика для миллионов от Геннадия Хазанова - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Гимнастика для миллионов от Геннадия Хазанова

Читать ria.ru в
Если хороший врач спасает жизнь, то такого же уровня сатирик, несомненно, ее продлевает. Это своего рода дыхательная гимнастика. С этой точки зрения, миллионы зрителей должны быть благодарны народному артисту России Геннадию Хазанову, которому 1 декабря исполняется 65 лет.

Сергей Варшавчик, обозреватель РИА Новости.

Если хороший врач спасает жизнь, то такого же уровня сатирик, несомненно, ее продлевает. Это своего рода дыхательная гимнастика. С этой точки зрения, миллионы зрителей должны быть благодарны народному артисту России Геннадию Хазанову, которому 1 декабря исполняется 65 лет.

Едет Сталин на корове

"Все человеческое грустно. Сокровенный источник юмора не радость, а горе", - как-то заметил писатель Марк Твен. Одна шестая часть суши – тому наглядное свидетельство. Самый жуткий в ее истории ХХ век породил в ответ мощный сатирический заряд, с помощью которого общество реагировало на любые постановления партии и правительства. Удивительного в этом нет.

Войны, репрессии и коллективизация с индустриализацией рождали в ответ едкие частушки и остроумные анекдоты.

"Едет Сталин на корове//, У коровы один рог.// "Ты куда, товарищ Сталин?" // "Раскулачивать народ".

"Однажды Сталин вызвал к себе наркома внутренних дел Ягоду и поинтересовался, что пишет Горький. - Ничего, - ответил тот, - он прикован к постели. - Грубо, - сказал Сталин и добавил, - Раскуйте!"

Любая эпоха остается в истории не только лозунгами, но и шутками по их поводу. И зачастую карикатура более точно отражает дух времени, нежели парадный портрет.

Конвейер смеха

"Как и все местные жители, мы, местные жители, как и жители других мест, я, вагоновожатый, как и все вожатые вагонов, мы бурильщики, мы курильщики, мы все, как и все остальные, решительно и всемерно, целиком и полностью одобрям. Одобрям!", - в этой миниатюре Хазанова, как в капле воды, отразился весь брежневский застой с его пустым формализмом и отсутствием чувства юмора.

Таланты Геннадия Хазанова, безусловно, не исчерпываются только юмористическими монологами. На его счету есть интересные кино- и театральные роли. Причем, в последнем случае, далеко не юмористического плана. Отмечу, например, его работу в таких спектаклях, как "Игроки-ХХI" или "Масенькие трагедии", где он вышел за рамки привычного всем амплуа, представ серьезным театральным актером. По большему счету, он давно ушел с эстрады.

И здесь дело не столько в усталости. Просто пришла совсем другая эпоха, которой сатира оказалась не нужна, а смех у зрителя вызывают шутки уровня "Аншлага" или "Кривого зеркала". Юмористы заполонили экран телевизора, а взрывы безудержного хохота в зале теперь пишутся отдельно от выступления артистов. Так технологичнее. Смех – любой ценой – поставлен на отечественном телевидении и эстраде на поток. Он стал конвейером, с которого чуть ли ежедневно сходят наскоро пропеченные шутки и гэги.

Идеологический вредный артист

В 1970-е и 1980-ые каждое появление Хазанова предвещало зрителям праздник смеха. Публика прекрасно понимала, что стоит не только за каждым словом артиста, но и порой за жестом, мимикой лица. В ответ власть предержащие пытались иногда применить к пересмешнику меры административного характера.

Например, в 1983 году, после того как Хазанов прочел на ноябрьском "Голубом огоньке" миниатюру "Письмо генералу", его отстранили от работы. Тогдашний председатель КГБ СССР Виктор Чебриков в докладной записке в ЦК КПСС сообщал партийному руководству страны, что некоторые эстрадные артисты разговорного жанра много себе позволяют. В частности, по его словам, они включили в программы своих выступлений "идеологически вредные и сомнительные в эстетическом отношении интермедии, в пасквильной форме пародирующие широко известные произведения советской литературы и кинематографии на военно-патриотическую тематику. В первую очередь это следует отнести к монологу Е. Смолина "Письмецо", с которым выступил Г. Хазанов на сценах Колонного зала Дома Союзов, Кремлевского Дворца съездов, а также по телевидению в праздничной программе "Голубой огонек"".

Как выразился в своем доносе главный кагэбэшник СССР, "такие выступления наносят ущерб делу воспитания патриотизма и гражданственности у советских людей и объективно играют на руку классовому противнику".

Набор баек и анекдотов не для него

Нет, Геннадий Викторович не был диссидентом. Скорее, он выступал для зрителей полномочным представителем маленького человека, придавленного треском партийных речей и грохотом пропагандистских фраз.

Его трогательно нелепый студент кулинарного техникума был явным антагонистом бравому молодому человеку с плакатов, призывающих ударным трудом крепить достижения социализма. Объясняя успех своего героя, сам Хазанов как-то заметил, что его студент был эстрадным вариантом гоголевского Акакия Акакиевича. В конечном счете, став памятником социализму.

В конце 1990-х, когда Хазанов перестал исполнять эстрадные монологи, уйдя с головой в серьезные театральные роли, многие его поклонники были сильно разочарованы. Они полагали, что на фоне современных юмористов талант нынешнего юбиляра заблестел бы еще ярче.

В связи с этим нельзя не согласиться с Аркадием Аркановым, который заметил по этому поводу, что ему не жалко, что Хазанов не соперничает со звездами "Аншлага" и "Кривого зеркала": "Гена своим существованием и своим творчеством доказывает, что юмор и сатира, исполняемые со сцены, не ограничиваются лишь набором анекдотов, баек и нижепоясных глупостей".

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала