Марина Селина, РИА Новости
Систему госзакупок в России ждут изменения. Об этом заявил Дмитрий Медведев, обращаясь с посланием к Федеральному собранию. Президент потребовал фактически переписать закон, заставив ведомства и госкомпании планировать закупки заранее, чтобы дать возможность общественности высказаться об адекватности планов. Эксперты согласны с предложениями Медведева, но настроены скептически. В России слишком высок уровень коррупции и до сих пор не выстроены рыночные механизмы.
Система госзакупок в России существует давно. В советское время она была встроена в плановую экономику, а с начала 1990-х годов претерпевала постоянные изменения в виде бесконечных поправок в законодательстве. В 2005 году был принят федеральный закон о размещении заказов, который также неоднократно правился. Но, как заметил Дмитрий Медведев, многие из предусмотренных в нем целей так и остались декларативными. Глава государства заявил, что «ситуация вышла за грань разумного» и напомнил, что объемы воровства в системе госзакупок составляют более 1 триллиона в год.
По данным Контрольного управления российского президента, сейчас на рынке госзакупок расходуется до 5 триллионов бюджетных средств. Чтобы эти средства расходовались эффективно, необходимо снова переписать законодательство. «Пора начинать работу над новой редакцией закона о государственных закупках, более продуманной и современной», - сказал Дмитрий Медведев.
Одна из проблем с госзакупками – отсутствие прозрачности. Медведев, пытаясь решить эту проблему, предложил максимально открыть систему: сообщать общественности о госзакупках еще на стадии их планирования.
По мнению президента, госорганы и крупные госкомпании могли бы прогнозировать планы закупки нового оборудования, лекарственных средств, иной высокотехнологичной продукции на ближайшие три года, а в перспективе – на пять-семь лет. Планы эти должны публиковаться на специальном интернет-портале, чтобы присутствовала обратная связь с заинтересованными компаниями, а эксперты могли бы высказываться об адекватности этих планов. Ведь нередко чиновники закупают продукцию, которая вызывает у граждан возмущение или, по меньшей мере, недоумение. Например, позолоченные кровати или дорогостоящие автомобили для нужд ведомств.
Кроме повышения прозрачности в сфере госзакупок должна произойти переориентировка с низкой цены на качество. В системе госзаказа должно быть место для инновационной продукции. Эти не менее важные задачи Медведев не обозначил в послании парламентариям, но уделил им большое внимание накануне, в ходе заседания комиссии по модернизации, анонсируя тему госзакупок как одну из ключевых тем послания.
Эксперты согласны, что назрела необходимость кардинальных изменений. «Так как сейчас в системе госзакупок во главу угла поставлена цена, качество страдает катастрофически», - соглашается гендиректор Центра размещения госзаказа Александр Строганов.
Плохое качество в результате влияет на жизнь каждого жителя России. «Те же дороги строятся преимущественно на основе госзаказа, - отмечает адвокат юридической компании «Правовые Инициативы – XXI век» Ксения Авходиева. - Право на их строительство получают компании, аффилированные с заказчиками или предложившие минимальную цену. Не сложно понять, почему через пару лет новые дороги нуждаются в реконструкции».
Если система госзакупок останется прежней, россияне еще долго не заметят широко разрекламированной модернизации и инноваций в школах, больницах, детских садах, сфере ЖКХ, строительстве жилых домов. Но если говорить об инновациях, то пока не совсем понятно, каким образом они будут встроены в систему госзаказа. «Должны быть установлены критерии инновационности», - говорит Александр Строганов, иронизируя, что и валенок можно назвать инновационным. Он отмечает, что инновационной продукции в реальной жизни пока минимум или нет совсем.
По мнению директора Центра стратегического планирования и развития государственных институтов АКГ «РБС» Владислава Кондратьева, в отношении инноваций в системе госзаказа возможны два сценария развития: «Первый – сохранение сложившихся тенденций и постепенный увод инноваций из числа продуктов и услуг, используемых в бюджетном секторе. Второй – формирование эффективной инновационной политики, стимулируемой через систему госзакупок».
Не исключено, что в сфере госзакупок и намечается некая положительная тенденция. Александр Строганов отмечает, что некоторые положительные сдвиги уже произошли. Это и повышение прозрачности закупок за счет развития информатизации, и увеличение контроля над расходованием средств. Тем не менее, глобальные проблемы остаются. «Законодательство о госзаказе не избавилось в полной мере от детских болезней: не выработаны эффективные меры развития рыночной конкуренции, не выстроены барьеры коррупции», - говорит Владислав Кондратьев.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции