Наталья Вельк для РИА Новости.
За месяц, что Сергей Собянин возглавляет столичное правительство, его субботний объезд Москвы с последующим "разбором полетов", похоже, стал новой традицией. Мэр всерьез взялся за пробки. По своей ли воле, по доброму совету президента ли, заявившего, что "это тест на дееспособность власти", но сейчас борьба с пробками – фактически главный конек Собянина. Дмитрий Медведев этот первый месяц оценил положительно. "Вижу, что Вы довольно энергично приступили к исполнению поручений, нужно продолжать эту работу в спокойном, но наступательном ключе, как Вы и делаете", – сказал в понедельник глава государства на встрече с Собяниным.
Новая жизнь трамваев
В первую очередь московские власти намерены разобраться с общественным транспортом. Последняя инспекция мэра (27 ноября) началась с посещения трамвайного депо имени Апакова. Результатом стало несколько важных для москвичей заявлений.
В частности, мэр подтвердил, что скоростной трамвай в Мосве все-таки будет (о нем много говорили, но не слишком уверенно). Теперь появилась конкретика: трамвай свяжет Балашиху с центром столицы, он пойдет по шоссе Энтузиастов, протяженность путей составит 20 км. Еще один скоростной трамвайный маршрут запланирован от платформы "Лианозово" до поселка Северный.
Даты введения в строй линий пока неизвестны. Но Собянин распорядился "в приемлемые сроки проработать вопрос развития скоростного трамвая" и назвал этот проект "одним из приоритетных направлений развития транспорта", в которое "необходимо привлекать дополнительных инвесторов".
Мэр на встрече в депо имени Апакова довольно спокойно воспринял сумму, требуемую на реконструкцию имеющихся рельсов. По данным руководителя ГУП "Мосгортранс" Петра Иванова, речь идет о 6 млрд руб. на 100 км путей. "Это подъемный ресурс для города", – отреагировал Собянин.
Реформа общественного транспорта
Мэр потребовал "разработать и утвердить генеральную схему, которая бы давала понимание соотношения муниципального и частного транспорта, понимание развития опорной сети на базе экологически чистого и скоростного видов общественного транспорта".
В минувший четверг тогда еще начальник департамента транспорта и связи Василий Кичеджи (его сняли с должности в пятницу, будучи на пресс-конференции в РИА Новости, отсылал журналистов к сайту ведомства, где опубликованы предварительные планы реформирования системы пассажирских перевозок.
Но сейчас готовится реформа всей системы в целом. "На маршруте будет работать один перевозчик, выигравший открытый конкурс, – объявил Кичеджи. – Это не дело, когда на остановке их толпа, и они толкаются и скандалят". "Мосгортранс", по его словам, сможет принять участие в разыгрывании маршрутов на общих основаниях. В субботу же Собянин поручил сделать это предприятие конкурентоспособным: в кратчайшие сроки создать программу по восстановлению и модернизации экономики "Мосгортранса".
Продажей и учетом билетов и вовсе займется отдельное государственное предприятие, что исключит коррупцию и неразбериху. Развитие конкуренции должно благоприятно отразиться на тарифах. "Мое мнение – тарифы достигли пороговых значений, – пояснил Кичеджи. – Поездка на работу и обратно в среднем обходится в 100 рублей. Понятно, что на машине дешевле. Ограничить цены мы не сможем, но сможем ввести конкуренцию и остановить рост". Он допустил, что цены могут даже снизиться процентов на 20.
Впрочем, насчет тарифов окончательной ясности нет. Рассуждая на эту тему, Кичеджи оговорился: "Я выражаю свою личную точку зрения". Не исключено, что она расходится с точкой зрения мэра. Как и заверения уже бывшего начальника департамента транспорта о том, что троллейбусы не будут выводить из центра города: "Я не знаю, откуда вы берете эти слухи. Троллейбусы нужны, это экология".
Ясно пока только то, что общественный транспорт мэрия намерена развивать, и деньги под эти цели есть. Об этом не раз говорил и сам Собянин. Цель одна: москвичи должны сами предпочесть метро и автобус личному автомобилю.
Личный транспорт
Но всех в общественный транспорт не пересадишь. Придется думать и над другими способами борьбы с пробками. В департамент транспорта на данный момент поступило более 3 тысяч предложений от специалистов и автолюбителей. В их числе – как конкретные идеи по конкретным адресам, так и системные меры. Систематизировать их и собственные наработки, свести все наиболее разумное в стратегию развития транспортной системы власти обещают к середине декабря.
Отдельный блок – создание "парковочной отрасли". Сегодня паркингов не хватает, а те, что есть, доступными не назовешь. "Когда я приезжаю в Госдуму, оставляю машину в подземном паркинге у "Метрополя". На пару часов еще могу себе позволить, но не больше. За 100 рублей в час желающих не много. Все время горит табло – 240-250 мест постоянно пустуют", – приводит пример председатель координационного совета межрегиональной общественной организации автомобилистов "Свобода Выбора" Вячеслав Лысаков.
"Будут единые правила, включая тарифную политику. Придут сетевики. Беря, к примеру, парковку на Тверской с одной ценой, сетевик будет обязан взять и на МКАДе, где час будет стоить рублей 10. Таким образом, затраты и доходы компенсируются", – обещал от имени профильного департамента Кичеджи.
"В международной практике принята следующая методика расчета: цена за день не должна превышать среднечасовой заработок горожанина (в Москве это 150 руб.), а за час – 1/5 от платы за сутки (соответственно 30 руб.)", – говорит председатель Федерации Автомобилистов России (ФАР) Сергей Канаев.
Московские власти делают ставку и на так называемую интеллектуальную транспортную систему (ИТС), которая в полном объеме должна заработать в столице через пять лет. Тогда на улицах появятся "умные светофоры", реагирующие на дорожную ситуацию.
Правда, сами автомобилисты пока не слишком верят в реалистичность такой задумки. "Любая автоматическая система сойдет с ума, когда улицы Москвы ежедневно вручную перекрывают для тысяч "мигалок", – поясняет Вячеслав Лысаков.
Одна из составляющих ИТС – цепь аппаратов фотовидеонаблюдения. Сейчас на всю Москву – только один такой автомат на Сущевской улице, и контролирует он лишь скорость. В перспективе их появится 150, большинство уже в 2011 году. "Заложить можно любые параметры, и она (система) будет регистрировать любое нарушение: неправильную парковку или пересечение стоп-линии на светофоре", – пояснил Василий Кичеджи. "Все адреса установки таких систем мы огласим. Водители будут предупреждены", – обещают чиновники. Так что нарушать станет сложнее и дороже.
Но не обойтись и без ужесточения наказания. Ввести более суровые санкции предлагают сами автомобилисты. "Все разговоры о якобы особом менталитете российского водителя, не подчиняющегося по природе никаким правилам – ерунда, – комментирует экс-глава ГАИ России Владимир Федоров. – Почему тогда наши водители, пересекая границу, моментально становятся дисциплинированными? Потому что знают, какие за границей штрафы". Автолюбители боятся лишь одного: что власти перепутают порядок действий. "Фискальные меры оправданы, но только как заключительный этап. Когда все условия для соблюдения установленных правил созданы, есть смысл наказывать за их нарушение", – поясняет Вячеслав Лысаков.
Москвичи так привыкли вечно стоять в пробках и так от этого устали, что сейчас вполне готовы дать чуть ли не полный карт-бланш властям на борьбу с ними. Но непродуманные или слишком поспешные действия легко могут разочаровать робко, но все-таки поверивших в успех предприятия горожан.
Грузовой транспорт
Понаблюдав за горячностью Собянина, эксперты не без опасения ждут введения меры, необходимость которой всем очевидна.
Вызывают сомнения только способы. Речь идет об идее запрета въезда грузовиков в Москву в дневное время. С 15 января 2011 может быть закрыт проезд автотранспорта грузоподъемностью более 1,5 тонны и въезд на территорию города, ограниченную МКАД, грузового автотранспорта с разрешенной максимальной массой более 7 тонн, с 7.00 до 23.00. Соответствующее постановление сейчас внесено на рассмотрение правительства Москвы.
На инициативу тут же откликнулся бизнес. Профсоюз "Дальнобойщик" пригрозили срывом поставок в столичные супермаркеты, а ритейлеры – чувствительным увеличением цен. Недовольство предпринимателей ожидаемо, и они, скорее всего, тоже понимают, что на некие компромиссы пойти придется. Экспертов удивляют сроки. "Грузовики надо запрещать, но если с 15 января – это катастрофа. Прежде чем запрещать, на каждой радиальной дороге надо построить хотя бы по одной нормальной парковке, где водители могли бы переночевать. На это уйдет полгода, а то и год. А так они все встанут прямо на радиальных магистралях", – излагает свое мнение насчет этой директивы Собянина руководитель Московского центра по борьбе с пробками Александр Шумский.
"Может быть, мэр, назначая сроки, исходил из того, что, если указать 1 марта, сделают к 1 июля", – пытается разгадать логику мэра председатель Федерации Автомобилистов России (ФАР) Сергей Канаев.
В последний день на посту руководителя департамента транспорта Василий Кичеджи успел обмолвиться, что сроки еще могут быть пересмотрены. Его приемник Николай Годунов пока на этот счет еще не высказывался.
Чем закончится война Собянина с пробками, пока не понятно. Говорить о системном плане этой войны эксперты сегодня не берутся, так как и готового масштабного плана еще нет. Есть только первоочередные меры, которые должны быть реализованы в 2011-2012 годах, и некая обнадеживающая тенденция, хотя бы потому, что для решения транспортной проблемы в мэрии создан общественный совет с привлечением автомобилистов и ученых.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции