"Народная расправа" - нелегальная революционно заговорщическая организация, созданная в Москве осенью 1869 года русским революционером Сергеем Нечаевым (1847-1882) с целью свержения существовавшего социального строя и создания нового общества, основанного на началах принудительного равенства. Труд в новом обществе, по мнению Нечаева, должен был стать обязательным под страхом смерти. Успех переворота Нечаев обусловливал наличием строго законспирированной, централизованной, построенной на началах слепой дисциплины организации.
Целью организации была также подготовка "народной мужицкой революции". В общей сложности в движении участвовали 77 человек.
В центральную "пятерку" входили Иван Прыжов, Петр Успенский, Алексей Кузнецов, Николай Николаев. Главными центрами "Народной расправы" в Москве были книжный магазин Александра Черкесова на улице Большая Лубянка, где помещался склад нелегальной литературы, и квартира Успенского на 1-й Мещанской улице (ныне проспект Мира, 3, во дворе), где жил Нечаев и проходили нелегальные собрания.
В своей деятельности Нечаев широко пользовался обманом и шантажом. Приемы Нечаева вызвали протест среди членов организации. Студент Петровской академии Иван Иванов обвинил его в шарлатанстве. Опасаясь разоблачения, Нечаев, в свою очередь, обвинил Иванова в предательстве и с помощью других членов центральной "пятерки" убил его 21 ноября 1869 года в парке академии. Убийство было раскрыто, организация "Народной расправы" разгромлена. Самому Нечаеву удалось эмигрировать. В 1872 году он был выдан швейцарскими властями русскому правительству. 8 января 1873 года Московская судебная палата приговорила Нечаева к 20 годам каторги. Через 10 лет он умер в Алексеевском равелине Петропавловской крепости.
Хотя после "нечаевского процесса" среди участников движения сохранились отдельные сторонники "крайних методов" (терроризма), все же большинство народников отмежевалось от авантюристов. В противовес беспринципности "нечаевщины" возникли кружки и общества, в которых вопрос революционной этики стал одним из главных.
Однако "нечаевщина" оказалась отнюдь не случайным и не преходящим явлением. Нечаевская традиция физического уничтожения или терроризации "особенно вредных" лиц, беспрекословного подчинения низов вышестоящим революционерам, оправдания любого аморализма, если он служит интересам революции, прослеживается в течение всей последующей истории русского революционного движения.
Материал подготовлен на основе открытых источников