МОСКВА, 26 ноя - РИА Новости, Александр Бумагин. Функции ГКРЧ и Роскомнадзора в области распределения и контроля использования радиочастотного спектра могут перейти к новому органу исполнительной власти, создание которого предусматривает законопроект, находящийся сейчас на рассмотрении в Правительстве РФ, сообщает газета "Ведомости" в пятницу.
По сообщению издания, законопроект "О радиочастотном спектре", внесенный председателем подкомиссии по связи комиссии по естественным монополиям Совета Федерации Вячеславом Новиковым, поступил в Правительство РФ в октябре. Он предполагает, что новый регулятор будет отвечать за распределение и присвоение частот, а также контролировать использование радиоспектра в России.
"Законопроект получен и находится на рассмотрении в Минкомсвязи", - сообщила РИА Новости представитель пресс-службы Минкомсвязи Елена Лашкина.
Сейчас функции распределения частотного ресурса выполняет Государственная Комиссия по радиочастотам (ГКРЧ), а за соблюдением правил его использования следит Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Главный редактор информационно-аналитического агентства MForum Алексей Бойко допускает полезность инициативы. "Стоило бы заменить ГКРЧ с ее непонятным "межведомственным" статусом комиссии организацией, которая бы повысила прозрачность своей деятельности, запустила бы механизм отраслевых общественных консультаций, действовала бы в рамках прозрачной нормативной базы, с которой можно было бы спорить в судебном пространстве", - говорит Бойко. При этом эксперт отмечает, что полезность объединения распределяющего и контролирующего органов спорна.
Впрочем, всеобщей эйфории на рынке проект не вызывает. "Если цель создания нового ведомства заключается в увеличении количества структур и госслужащих, то, она, безусловно, будет достигнута. Правда, это идет вразрез с президентскими инициативами по сокращению числа чиновников", - считает источник РИА Новости на телекоммуникационном рынке.
Нелегкий путь к частотным аукционам
Важным нововведением законопроекта является возможность распределения радиочастот на аукционах - так же, как это делается во многих странах.
Аукционы имеют простые правила, и позволяют государству получить за ту или иную полосу частот максимально возможную плату, на которую готовы пойти телекоммуникационные компании, участвующие в аукционе.
По мнению Лашкиной, которая ссылается на 31 статью закона о связи, сейчас уже существует норма по выдаче лицензий на предоставление услуг связи с использованием радиочастотного спектра по результатам торгов (конкурсов, аукционов).
Однако по ныне существующей в России практике почти все востребованные частоты распределяются на основе конкурсов, условия которых формирует ГКРЧ и сама же определяет победителя. За получение частот компания-победитель ничего не платит, хотя бюджет ежегодно и получает средства за использование частотного ресурса.
Реальному введению аукционов мешает постановление правительства РФ N 8 от 12 января 2006 г, согласно которому, торги в форме аукциона проводятся только тогда, когда радиочастотный спектр, выставляемый на аукцион, не распределен радиослужбам и (или) не используется любыми радиоэлектронными средствами (РЭС), в том числе, РЭС специального назначения. В то же время, все частоты в России, интересные операторам связи, находятся в так называемом совместном использовании гражданских и специальных РЭС, и попадают под ограничения, указанные этом постановлении.
В то же время, с позиции Минкомсвязи, кардинальные изменения в законах не нужны. "Законодательство в полной мере позволяет регулировать использование радиочастотного спектра и при необходимости вносить изменения в него", - считает Лашкина.
Переход к аукционам, по мнению Бойко, необходимая мера для российского рынка частот, так как она способствует развитию конкуренции, а вырученные в ходе аукциона средства смогут стимулировать дальнейшее использование приобретенных ресурсов для активного развития сетей связи. "Аукционы - это хороший способ пополнения госбюджета, а не карманов чиновников, разрабатывающих условия "конкурсов красоты" с тем, чтобы в них мог победить "правильный" участник", - говорит Бойко.
Впрочем, Бойко вовсе не уверен, что переход к аукционам сам по себе гарантирует автоматическое устранение коррупции в телекоммуникационной сфере.
Кроме того, эксперт видит серьезное препятствие на пути введения аукционов: в России распределяемые на конкурсах частоты не освобождаются от использования специальными службами, и операторы получают ресурс на правах вторичного использования. Так, совсем недавно Минобороны не согласовало присвоение частот "Ростелекому", который стал победителем на конкурсах по распределению частот под сети четвертого поколения, прошедших в начале года. Если "Ростелеком" не урегулирует эту проблему, компания рискует не построить сеть вовремя и потерять выигранные на конкурсах частотные лицензии.
Источник на телекоммуникационном рынке добавляет, что если речь идет об изменении механизма работы ГКРЧ, то существенно скорректировать его вряд ли удастся, поскольку в нынешнем законодательстве прописаны все возможные антикоррупционные меры в работе с частотами (конкурсы, аукционы).