ЦЕНТР УПРАВЛЕНИЯ ПОЛЕТАМИ (Королев, Московская область), 26 ноя - РИА Новости. Российский космонавт Федор Юрчихин, который в пятницу должен вернуться с Международной космической станции (МКС) на Землю, незадолго до отлета оставил последнюю запись в своем орбитальном блоге с борта станции, вспомнив в ней ситуацию, которая в сентябре помешала своевременному возвращению предыдущего экипажа МКС на Землю.
Экипаж пилотируемого корабля "Союз ТМА-19" россиянин Федор Юрчихин и американцы Даглас Уилок и Шеннон Уокер завершают подготовку к возвращению на Землю. Отстыковка от МКС назначена на 4.23 мск, приземление - на 7.46 мск. Спускаемый аппарат корабля должен приземлиться в Казахстане.
"Остались считанные часы на станции. Как ни банально, но рано или поздно все заканчивается. Подходит к завершению и наш полет. Для меня, Дага Уилока и Шеннон Уокер (астронавты НАСА, которые возвращаются на Землю в пятницу вместе с Юрчихиным на корабле "Союз ТМА-19") - суета по подготовке к возвращению... И вспомнилось, как улетал экипаж Александра Скворцова (предыдущий экипаж)", - пишет Юрчихин.
Своевременному возвращению экипажа Скворцова на Землю помешала нештатная ситуация, возникшая в ночь с 23 на 24 сентября этого года впервые в истории пилотируемой космонавтики при отстыковке корабля "Союз ТМА-18".
"Об этом хотелось написать сразу же, по горячим следам. Очень непростые сутки выдались тогда для всех нас. И для ребят в "Союзе", и для нас, на станции. Но особенно для ЦУПа (Центра управления полета). Почему? Владимир Алексеевич Соловьев, первый заместитель генерального конструктора РКК "Энергия", руководитель полета российского сегмента МКС, как правило, выходит на связь с экипажем в трех случаях. Первый - поздравляет или напутствует экипаж после или перед ответственными операциями. Например - после выведения, стыковки, перед спуском. Сюда же можно отнести и праздники, дни рождения. Во-вторых, если на борту происходит экстраординарная ситуация. Как мы говорим - нештатка, и очень серьезная. Про третий случай рассказывать не буду. У нас его не было и, надеюсь, не будет. В ту ночь, с 23 на 24 сентября, Владимир Алексеевич выходил на нас дважды", - сообщил космонавт в своем космическом дневнике.
По его словам, все начиналось задолго до той злополучной ночи.
"Ребята готовились к спуску, четко по графику. И загрузка корабля, и последние эксперименты, тренировки, как медицинские, так и по программе спуска. Вечер перед расстыковкой словно спрессован. Укладка срочных грузов. Как правило, это результаты биотехнологических экспериментов, которые в первую очередь необходимо достать из спускаемого аппарата на Земле и передать науке. Мне повезло работать с мушками-дрозофилами. Мы, как завороженные, стояли и смотрели на эти маленькие создания. Удалось даже быстро сфотографировать контейнеры", - пишет Юрчихин.
После укладки оборудования экипажи приступили к процедуре закрывания люков между станцией и космическим кораблем "Союз ТМА-18".
"Саша Скворцов закрыл люк корабля "Союз", я закрыл станционный. Земля дала добро на проверку герметичности. Все шло штатно. Все как всегда, пока Земля не сообщила о том, что один из датчиков на станции не сработал. Следовательно, нет обобщенной команды разрешающей расстыковку. Необходимо проверить станционный люк. Проверки, повторные открытие и закрытие люка не помогли. А время поджимает. Станция упорно держит корабль в своих объятиях", - вспоминает Юрчихин.
По его словам, ситуация складывалась очень серьезная.
"На связь с нами вышел руководитель полета. По пустякам Владимир Алексеевич экипаж не тревожит. Его четкие указания и спокойствие передались нам. И тут же заработал багаж знаний и тренировок, полученных в ЦПК, опыт, приобретенный в предыдущих полетах. Связь с ЦУПом четкая, лаконичная. Параллельно работают и ребята на "Союзе". При этом никакого хаоса. Ведь ты понимаешь, внизу, на Земле, лучшие специалисты решают эту головоломку, изыскивают пути выхода из этой нештатной ситуации", - отмечает космонавт.
Он напомнил, что улетавшему тогда Скворцову и его экипажу передали решение о переносе стыковки на резервный виток станции вокруг Земли.
"Они продолжили работу со стороны "Союза". Для меня - новое задание. Снять кожух привода крышки люка. Демонтированы панели, добрался до последнего винта, удерживающего кожух, снимаю... И успеваю заметить, как небольшой предмет, похожий на звездочку, буквально в мгновение исчезает за кожухом механизма закрытия крышки люка. Тут же сообщаю об этом Земле. Это мог быть и посторонний предмет. Иногда такое случается. Не все удерживается в руках. Потом собираем на сетках вентиляторов. Но где-то внутри засела заноза - вот она, разгадка. Везение продолжалось. Удалось его обнаружить и с помощью магнитной отвертки и намотанной проволоки буквально выудить. Это оказалась шестеренка. Дальше фото на Землю. А ЦУП уже знает, что делать дальше, у него уже готово решение. Еще чуть-чуть. Жаль, нам немножко не хватило времени", - делится воспоминаниями российский космонавт.
Далее ЦУПом было принято решение о переносе расстыковки на сутки.
"В который раз за этот вечер-ночь открываю станционный люк. Ребята открывают свой. Первым вплывает Михаил Корниенко. И я кричу ему - "Он улетел! Но обещал вернуться..." Смеемся. К смеху присоединяется и Александр Скворцов и даже не понимающие значения этой фразы американские астронавты", - пишет Юрчихин.
"Ну, а дальше - опять работа. Под руководством ЦУПа продолжаем работать над нештатной. Спокойно, четко. Головоломка решена. Крюки открыты. Все будет замечательно", - говорится в дневнике бортинженера МКС.
"На следующий день после закрытия люка я сказал - "Все! Больше люк я открывать не буду". А дальше все было штатно...", - пишет он.
"Эта моя последняя заметка. Всем, кто посещал блог, кто отзывался - огромное спасибо. Спасибо за общение. Спасибо всем тем, кто организовал и поддерживал блог, помогал мне. По возвращении обязательно сам зайду на него и погляжу. Ведь любопытно, как все выглядело. Надеюсь, в скором будущем на нашем сегменте будет интернет и ребятам будет легче общаться. И оперативней. До свидания и с Новым Годом!", - заявил Юрчихин.
Работу на орбите продолжат командир МКС-26 астронавт НАСА Скотт Келли, бортинженеры российские космонавты Александр Калери и Олег Скрипочка. До прибытия корабля "Союз ТМА-20", старт которого намечен на 15 декабря, они будут находиться на борту станции втроем. На "Союзе ТМА-20 на МКС 17 ноября прилетят россиянин Дмитрий Кондратьев, итальянец Паоло Несполи и американка Кэтрин Коулман.