Николай Троицкий, политический обозреватель РИА Новости.
На этой неделе президент Медведев в течение двух дней совместил теорию с практикой. Во вторник 23 ноября он выступил в своем блоге с программным постом о демократии, в котором рассуждал о необходимости «поднять уровень политической конкуренции» и «повысить качество народного представительства». А в среду 24 ноября перешел от слов к делу на встрече с лидерами фракций Госдумы.
В теоретической части Медведев кратко и тезисно изложил пункты своей программы по реформированию политической системы, которую, по его словам, надо сделать «более справедливой, более динамичной, более открытой к обновлению и развитию»: наведение порядка на выборах, более гибкий и эффективный учет мнения меньшинства, облегчение процедуры партийной заявки на участие в избирательной кампании и так далее.
Президент считает, что на этом пути уже удалось добиться успеха. Он постарался не быть голословным и привел конкретный пример: «Региональные выборы, которые прошли в октябре, показали, что нареканий стало гораздо меньше, чем, скажем, полгода назад. И общественность, и оппозиционные партии оценили их сдержаннее, спокойнее».
При этом стоит заметить, что полгода назад общественность и партии тоже оценивали итоги региональных выборов гораздо позитивнее, чем в октябре 2009 года. Так что положительная тенденция налицо.
Впрочем, Медведев не обошелся без критики. Самым популярным и многократно цитируемым стал следующий пассаж из записи в блоге: «Застой одинаково губителен и для правящей партии, и для оппозиционных сил. Если у оппозиции нет ни малейшего шанса выиграть в честной борьбе – она деградирует и становится маргинальной. Но если у правящей партии нет шансов нигде и никогда проиграть, она просто «бронзовеет» и в конечном счете тоже деградирует».
Однако представители тех партий, которым, по мнению Медведева, угрожает перспектива «забронзоветь», «стать маргинальными» и «деградировать», не стали возражать главе государства. Единороссы высказались в духе «всецело одобряем и поддерживаем», политики из «Справедливой России», КПРФ и ЛДПР согласились в основном.
В принципе, их вполне устроило президентское допущение, что у «Единой России» должны быть шансы иногда проиграть. Тем более, что такие случаи уже имели место: ЕР проиграла выборы мэра Иркутска, городского собрания Ангарска той же Иркутской области и еще кое-где – и ничего страшного не произошло, жизнь не остановилась.
Правда, лидеров думских фракций интересуют в первую очередь не результаты выборов в глубинке, которые не являются фактором политики. И на встрече с президентом речь шла о более важных проблемах, причем не политических, а социально-экономических. В первую очередь, это бюджет и пакет законопроектов, регулирующий сферу жилищно-коммунального хозяйства. Оба этих документа как раз сейчас обсуждаются в нижней палате парламента.
Однако Медведев решил еще добавить работы народным избранникам. Сообщив своим собеседникам, что готовит Послание Федеральному собранию, он обратился к ним с просьбой: «Хотел бы узнать мнение руководителей фракций о том, что вы считаете приоритетом для развития нашей страны, на какие вопросы вы хотели бы услышать ответы, какие акценты вы считаете важными».
Медведев написал в блоге, что «задача обеспечения прав меньшинства – это также основной демократический принцип». По его мнению, в идеале «политическая система… должна быть устроена так, чтобы были хорошо слышны и учитывались мнения всех, в том числе и самых малых социальных групп».
Ну что ж, до учета мнения самых малых социальных групп наша развивающаяся демократия пока не дошла. Президент даже вынес в заголовок своего поста мысль о сегодняшнем несовершенстве российской демократии. Но время идет, политическая система развивается. Не принимать в расчет позиции парламентских партий, за которыми стоят внушительные группы избирателей, уже невозможно.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции