Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.
Улан-Удэнский авиационный завод (УУАЗ), возможно, возобновит производство штурмовиков Су-25УБ в интересах министерства обороны России и Объединенной авиастроительной корпорации. Насколько вероятна закупка таких самолетов для ВВС России, для чего сейчас они могут понадобиться и где использоваться?
Заказ или пожелания?
О возможном заказе на Су-25 сообщил 23 ноября гендиректор ОАО «ОПК «Оборонпром» Андрей Реус, будучи в Улан-Удэ. Точные сроки возобновления производства Реус не назвал, но подчеркнул, что Минобороны полностью поддерживает проект. «К тому же по данным Рособоронэкспорта техника имеет хороший экспортный потенциал», - добавил Реус.
До сих пор официальной информации о планах закупки новых Су-25УБ (УБМ) в рамках государственной программы вооружений на 2011-20 годы не поступало.
Информированные источники в авиапроме уточняют: окончательное решение по производству Су-25УБ не принято. Речь идет скорее о готовности УУАЗ и желании ВВС вернуть самолет в серию. Слова Андрея Реуса стоит рассматривать пока только так.
У этого решения есть сторонники: Су-25, серийное производство которого прекратилось в 1992 году, до сих пор пользуется популярностью у российских военных летчиков. Сейчас для ВВС России действует программа модернизации одноместных штурмовиков Су-25 под индексом Су-25СМ. Машина, по мнению специалистов, имеет перспективы и на мировом рынке.
Модернизированный Су-25УБМ, производство которого может возобновить завод в Улан-Удэ, предназначен для подготовки пилотов на Су-25СМ, но может использоваться и для выполнения многих других задач. В частности, как самолет – лидер соединения одноместных штурмовиков Су-25 или модернизированных Су-25СМ.
Второй член экипажа на Су-25УБМ, современное радиоэлектронное оборудование и высокоточное оружие – все это позволяет штурмовику поражать цели не только в ближнем бою, но и на большом удалении (10, 20 и более километров). Такой самолет способен частично решать задачи, традиционно возлагавшиеся на тяжелые сверхзвуковые истребители, значительно более сложные и дорогостоящие.
Оценивая реальность заказа на эти машины, нужно иметь в виду следующие факторы.
По госпрограмме вооружения на 2011-20 годы (ГПВ-2011-20) запланировано увеличение расходов на закупку новой техники для Вооруженных сил с 13 до 19,5 триллионов рублей. Это позволяет расширить номенклатуру закупаемой техники – в том числе за счет штурмовиков.
Но основная продукция Улан-Удэнского авиазавода – вертолеты. И в ближайшие годы завод, очевидно, будет загружен производством этих машин – в рамках ГПВ российские вооруженные силы должны получить около 1000 новых и модернизированных вертолетов.
Это ставит под сомнение возможность завода одновременно производить вертолеты и штурмовики.
Вместе с тем, как показали войны последних лет, Су-25 является одним из основных элементов боевой мощи ВВС, и поддержание парка этих машин в нужном количестве и хорошем состоянии необходимо для сохранения потенциала российской военной авиации.
Изменчивая судьба штурмовиков
Штурмовики как специализированные самолеты непосредственной поддержки войск начали создаваться еще во время Первой мировой войны, а всеобщее признание получили во время Второй мировой. Одним из самых известных самолетов той войны стал штурмовик Ил-2.
После войны развитие специализированных штурмовиков замедлилось – ВВС ведущих стран мира сделали ставку на многоцелевые истребители-бомбардировщики, способные нести разнообразное вооружение, в том числе управляемое, и оборудование, позволяющее действовать в разных условиях независимо от погоды и времени суток. Такие самолеты были довольно дороги, и в качестве дешевой альтернативы появились легкие штурмовики, созданные, как правило, на основе учебных машин. Они были дешевле, но более уязвимы и не могли нести значительную боевую нагрузку. Не смогли полностью заменить эти машины и появившиеся в 60-е годы боевые вертолеты.
Преждевременность отказа от разработки новых специализированных штурмовиков показала война во Вьетнаме, где США пришлось использовать в этом качестве легкие Т-37 Dragonfly и созданные еще во время Второй мировой A-1 Skyraider. Новые истребители-бомбардировщики из-за больших скоростей полета и низкой маневренности не могли эффективно распознавать и атаковать малоразмерные наземные цели, а их подготовка к вылету занимала длительное время. Не имея бронирования кабины экипажа и важнейших агрегатов, эти самолеты были уязвимы от огня стрелкового оружия и малокалиберной артиллерии. На этом фоне легкие «Цессны» и устаревшие «Скайрейдеры» благодаря отличной манёвренности позволяли пилоту уверенно распознавать и прицельно поражать малоразмерные наземные объекты, а при повторном заходе на цель не терять ее из виду.
К тем же выводам пришли и в СССР, где на крупных учениях конца 60-х годов лучшими самолетами непосредственной поддержки войск оказались устаревшие дозвуковые истребители МиГ-17.
В конце 1960-х годов в СССР и США практически параллельно началась разработка специализированных штурмовиков нового поколения. В середине-конце 70-х в серию пошли самолеты A-10 Thunderbolt II в США и Су-25 в СССР.
При всей разнице во внешнем виде и в ТТХ эти самолеты построены по одной концепции: хорошо бронированный высокоманевренный дозвуковой самолёт с мощным артиллерийским и ракетно-бомбовым вооружением.
Правильность концепции подтвердила война в Афганистане. «Грач» – так прозвали Су-25 в войсках – оказался едва ли не самым востребованным советским самолетом на этой войне. Он оперативно вылетал на вызовы с земли и поддерживал войска в самых сложных условиях.
Су-25 успешно работали, когда тяжелые сверхзвуковые машины не могли действовать без риска поразить своих, а боевые вертолеты пасовали перед кинжальной ПВО душманов, включавшей в себя современные зенитные автоматы калибром до 40 мм, пулеметы и переносные ЗРК.
Американский штурмовик сдавал свой «экзамен» в 1991 году во время первой войны в Персидском заливе, где также прославился как эффективный самолет поддержки войск.
Новый застой, новое возрождение
В 1990-е годы в развитии этих машин вновь наступил застой. Окончание «холодной войны» затормозило разработку многих новых самолетов, штурмовиков в том числе. Новый виток технологического развития, когда ставка была сделана на высокоточное оружие, опять привел к «перекосу» в сторону сверхзвуковых истребителей с одной стороны и легких штурмовиков на основе учебных машин с другой.
Для реабилитации штурмовиков потребовалась новая война. Для России таковой стали две чеченские кампании, а затем пятидневная война в Южной Осетии и действия в Средней Азии, для США – войны в Афганистане и Ираке.
Во всех этих конфликтах бронированные самолеты непосредственной поддержки войск задействовались очень интенсивно. В этой роли они по-прежнему демонстрировали большую эффективность, чем любые другие летательные аппараты.
Как следствие, и в США и в России практически одновременно приняли решение о модернизации штурмовиков. И вновь концепция оказалась очень схожей: самолеты, сохраняя основные характеристики, должны получить новое оборудование, позволяющее действовать ночью и в плохую погоду, и использовать разнообразное высокоточное оружие. Подобная модернизация стала возможной благодаря технологической революции: современная электроника стала гораздо компактнее, чем 30-40 лет назад.
Сохраняя традиционные достоинства штурмовиков, модернизация значительно расширяет границы их применения, позволяя войскам использовать эти машины практически в любых условиях.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции