МОСКВА, 24 ноя - РИА Новости. Госдума на заседании в среду приняла в третьем, окончательном чтении федеральный бюджет на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов.
Доходы и расходы
Доходы бюджета в 2011 году планируются в размере 8,844 триллиона рублей (17,6% ВВП), в 2012 году - 9,503 триллиона рублей (17% ВВП), в 2013 году - 10,379 триллиона рублей (16,8% ВВП). Из них нефтегазовые доходы в 2011 году составят 4,090 триллиона рублей (8,1% ВВП), в 2012 и 2013 годах - 4,39 триллиона рублей (7,9% ВВП) и 4,653 триллиона рублей (9,3% ВВП) соответственно.
В документе заложен умеренный среднегодовой рост цен на нефть Urals, основной товар российского экспорта: предполагается, что цены будут расти с 75 долларов за баррель в 2010 и 2011 годах до 78 долларов в 2012 году и 79 долларов - в 2013 году.
Основные показатели
Расходы бюджета в 2011 году утверждаются на уровне 10,658 триллиона рублей (21,2% ВВП), в 2012 году - 11,237 триллиона рублей (20,1% ВВП), в 2013 году - 12,175 триллиона рублей (19,7% ВВП).
Объем ВВП в 2011 году прогнозируется в размере 50,389 триллиона рублей (рост на 4,2%), в 2012 году - 55,95 триллиона рублей (рост на 3,9%), в 2013 году - 61,92 триллиона рублей (рост на 4,5%).
Инфляция на 2011 год планируется на уровне 6,5%, в 2012 году - 6,0%, в 2013 году - 5,5%.
Дефицит и госдолг
Дефицит бюджета в 2011 году запланирован в размере 1,814 триллиона рублей (3,6% ВВП), в 2012 году - 1,734 триллиона рублей (3,1% ВВП), в 2013 году - 1,795 триллиона рублей (2,9% ВВП).
Для покрытия дефицита в 2011 году планируется использовать только 284,4 миллиарда рублей из Резервного фонда, в основном же - на 70-80% - он будет финансироваться за счет государственных заимствований.
Ожидается, что верхний предел государственного внутреннего долга на начало 2012 года составит 5,148 триллиона рублей, на начало 2013 года - 6,976 триллиона рублей, на начало 2014 года - 8,826 триллиона рублей.
Верхний предел внутреннего госдолга на начало 2012 года планируется на уровне 55,6 миллиарда долларов (44,9 миллиарда евро), на начало 2013 года - 65,2 миллиарда долларов (52,1 миллиарда евро), на начало 2014 года - 75,6 миллиарда долларов (58,2 миллиарда евро).
Внебюджетные фонды
Госдума также приняла в среду в третьем, окончательном чтении проекты бюджетов внебюджетных фондов на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов - Пенсионного фонда РФ (ПФР), Фонда социального страхования (ФСС) и Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС).
Доходы бюджета ПФР устанавливаются в 2011 году в размере 5,137 триллиона рублей, в 2012 году - 5,654 триллиона рублей, в 2013 году - 6,245 триллиона рублей, расходы - на уровне 4,822 триллиона рублей, 5,301 триллиона рублей и 5,843 триллиона рублей соответственно. Трансферты из федерального бюджета Пенсионному фонду запланированы в 2011 году на уровне 2,341 триллиона рублей, в 2012 году - 2,561 триллиона рублей, в 2013 году - 2,803 триллиона рублей. Профицит бюджета ПФР в 2011 году должен составить 314,99 миллиарда рублей, в 2012 году - 353,64 миллиарда рублей, в 2013 году - 402,143 миллиарда рублей.
Доходы ФОМС в 2011 году составят 336 миллиардов рублей, в 2012 году - 369,2 миллиарда рублей, в 2013 году - 403,5 миллиарда рублей. Собственные доходы фонда на три года запланированы на уровне 314,8 миллиарда рублей, 345,9 миллиарда рублей и 384,7 миллиарда рублей соответственно. Расходы ФОМС в 2011 году составят 336,0 миллиардов рублей, в 2012 году - 369,2 миллиарда рублей, в 2013 году - 403,5 миллиарда рублей.
Доходы бюджета ФСС в 2011 году составят 458,8 миллиарда рублей, в 2012 году - 500,9 миллиарда рублей, в 2013 году - 552,6 миллиарда рублей. Трансферты из федерального бюджета на пополнение доходов фонда запланированы в размере 69,88 миллиарда рублей, 74,52 миллиарда рублей и 77,57 миллиарда рублей соответственно. Расходы ФСС в 2011 году составят 456,9 миллиарда рублей, в 2012 году - 496,8 миллиарда рублей, в 2013 году - 545,1 миллиарда рублей. Расходы на обязательное соцстрахование составят соответственно 311,05 миллиарда рублей, 341,72 миллиарда рублей и 376,92 миллиарда рублей.
Поправки
При обсуждении проекта бюджета во втором чтении большое внимание уделено вопросам развития уличной дорожной сети в городах и селах. Так, на развитие улично-дорожной сети городов будут выделены 34 миллиарда рублей, две трети из которых впервые решено направить на внутридворовые проезды, а одна треть пойдет на улицы городов.
Также впервые из бюджета будут выделены пять миллиардов рублей на дороги в селах. Кроме того, 500 миллионов рублей будут направлены на поддержку программы по развитию детских садов. Средства пойдут на переоснащение оборудования, ремонт детских садов. На строительство физкультурно-оздоровительных комплексов и бассейнов будет выделено 1,7 миллиарда рублей, что почти в шесть раз больше, чем в предыдущем году.
При рассмотрении бюджета была приняла поправка, по которой 1,5 миллиарда рублей будет направлено на финансирование комплексных программ поддержки учреждений дошкольного образования - каждый год по 500 миллионов рублей. Средства пойдут на переоснащение оборудования, ремонт детских садов, сообщил председатель комитета Госдумы по образованию, единоросс Григорий Балыхин. Он отметил, что сегодня в очередях на детские сады находятся 1,7 миллиона детей. Минобрнауки в настоящее время разрабатывает механизм и критерии распределения средств.
"Если делить 500 миллионов на все субъекты РФ - это копейки. Поэтому, наверно, на конкурсной основе будет определяться, кто получит средства", - сказал Балыхин.
В свою очередь исполняющий обязанности секретаря президиума генерального совета партии "Единая Россия" Сергей Неверов отметил, что "на реализацию модернизационных проектов в сфере экономики по таким направлениям, как "Энергоэффективность", "Медицинская техника и фармацевтика", "Компьютерные технологии", "Космос и телекоммуникации" в 2011 году будет направлено 33,6 миллиардов рублей, в последующие годы - 44,7 миллиарда и 43,4 миллиарда рублей, и полтора раза по сравнению с предыдущим бюджетом вырастет объем средств, направляемых на поддержку науки".
Он также указал на то, что за бюджет в первых двух чтениях голосовала только "Единая Россия", и отметил, что "за время рассмотрения бюджета звучало много популистских заявлений со стороны оппонентов, воплощение которых в жизнь привело бы к финансовому краху".
Политическая диспозиция
Основной финансовый документ на следующий год и в третьем чтении поддержали только единороссы. При необходимых 226 голосах за бюджет проголосовало 314 депутатов, против - 89, воздержался один депутат. В Госдуме 315 мест занимает "Единая Россия", у КПРФ - 57, у ЛДПР - 40, у эсеров - 38.
Единороссы высказали недовольство тем, что оппозиционные фракции критикуют и не поддерживают бюджет на следующий год.
"Оппозиция по отношению к бюджету разделилась на две части - те, кто его не читал, и те, кто просто не разобрался", - сказал заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров ("Единая Россия").
"Против чего оппозиция голосует сегодня. Первое - против безусловного выполнения всех социальных обязательств, которое взяло на себя государство не зависимо от двухмиллионного дефицита и не взирая ни на какие цены на нефть", - сказал он.
По мнению Макарова, оппозиция, не поддерживая бюджет, выступает против выделения денег на дорожные фонды, против дополнительных средств на дороги городов, против денег на сельские дороги, против поддержки села, против поддержки науки, оборонки, в том числе против выделения денег на жилье военнослужащим.
"(Голосуя против бюджета,) мы голосуем против бассейнов, против ФОКов (физкультурно-оздоровительных комплексов - ред.), против огромного количества вопросов, которые реально решают проблемы граждан", - сказал Макаров.
Эсеры же парировали, что бюджет им не нравится совсем по другой причине.
"Бюджет по-прежнему не имеет модернизационной составляющей, не обеспечивает переход экономики на инновационный путь развития, подавляет такие сферы, как образование, здравоохранение и наука, поскольку не индексируется адекватно заработанная плата бюджетников и не индексируются соответственно инфляции расходы на коммунальные услуги", - сказала первый заместитель руководителя фракции "Справедливая Россия" Оксана Дмитриева.
Либерал-демократы вообще отказались голосовать за или против бюджет.
"Есть отдельные поправки, которые отклонили, но мы противники этого, их отклонили, потому что эти поправки были направлены на улучшение положения граждан - медицинское обслуживание, образование", - заявил руководитель ЛДПР Владимир Жириновский.
Об отсутствии в проекте бюджета "модернизационной составляющей" говорят и коммунисты. По словам первого зампреда ЦК КПРФ, вице-спикера Госдумы Ивана Мельникова, финансовый блок правительства предлагает бюджет "замороженного развития".
"При существующей налоговой системе, ставках кредитования в производственном секторе, приоритетах модернизация просто становится невыгодной. И бюджет не исправляет эту ситуацию, а идет у нее на поводу, стимулируя стагнационные процессы в экономике", - сказал Мельников.